Послание к Галатам

BS5016 ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ

Описание курса:

Курс магистерского уровня «Послание к Галатам» знакомит с богословием самого раннего Послания Ап. Павла – Послания к Галатам. Текст Послания рассматривается в контексте всего корпуса Нового Завета, а также на фоне исторической ситуации эпохи. Особое внимание уделено библейской доктрине оправдания по вере. В курсе используются также элементы герменевтического и текстологического анализа, при этом учитываются языковые проблемы и дается богословский анализ текста Послания. Лекции и диалог преподавателя со студентами помогают слушателям понять смысл текста и подчеркивают его значение для наставления и проповеди.

Послание к Галатам было написано к иудействующим христианам, которые стали полагаться на дела закона Моисеева и начали отходить от учения Иисуса Христа. Апостол Павел исправляет эту проблему, подчеркивая различие между обременительным «игом» закона Моисеева, ведущего к духовному рабству, и Евангелием Иисуса Христа, ведущим к духовной свободе. Послание к Галатам – одна из наиболее важных книг Нового Завета, потому что именно в ней доктрина оправдания верой дается немногословно, четко и убедительно.

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные (познавательные цели) 

  1. Познакомиться с богословием книги Послание к Галатам.
  2. Познакомить слушателей с основными богословскими концепциями и толкованиями на книгу Послание к Галатам.
  3. Увидеть важность книги Послание к Галатам в каноне всего Священного Писания.

Эмотивные цели (подход)

  1. Научиться применять освоенную методику экзегезы к новозаветным текстам эпистолярного жанра.
  2. Уметь истолковать ключевые места Послания к Галатам, и ответить на основные вопросы, связанные с контекстом, учением и применением данной книги.
  3. Уметь анализировать различные подходы и мнения, которые сложились в современном богословии относительно вопросов, изложенных в Послании к Галатам.

Психомоторные цели (навыки) 

  1. Развить гомилетические навыки.
  2. Развить навыки написания исследовательских работ в области новозаветного богословия.
  3. Владеть навыком работы с богословским и гомилетическим материалом, анализировать информацию, определять ее объективность.

 

Содержание курса

1. Введение в предмет

Послание к Галатам — короткая книга, но в нем содержатся важные идеи богословия Павла. Как нам проповедовать по такому посланию? В своей лекции д-р Дуглас Му:

— представляется и рассказывает о своем опыте преподавания;
— дает пару советов о том, как следует проповедовать;
— подчеркивает важность богословия для служения;
— описывает исторический контекст Послания к Галатам и делится некоторыми общими сведениями о времени и цели его написания.

1.1. Герменевтика и проповедь

Что происходит в Послании к Галатам, и как нам успешно перенести наставления Павла в наш контекст? На этом занятии д-р Дуглас Му:

— начинает с общих рассуждений о проповеди по такому тексту, как Послание к Галатам;
— подчеркивает центральные моменты библейской проповеди вообще;
— объясняет проблему исторической неприменимости и гомилетической целесообразности, с которой сталкивается проповедник;
— рассказывает о двух разных подходах к толкованию Послания к Галатам и их значении для проповеди.

1.2. Общие моменты (Видео 2 из 35 — 21:27).

Кем были Галаты? Когда Павел написал это послание? Почему он его написал? На этом занятии д-р Дуглас Му:

— объясняет, какая территория называлась Галатией;
— раскрывает контекст из книги Деяний;
— исследует аргументы в пользу разных датировок;
— приводит цель автора в обобщенном изложении Джеймса Данна.

2. Вступление. Послание к Галатам 1:1-10

Послание к Галатам — текст, изобилующий аргументами и подчиненный явной цели, которая указана в самом начале. Чем Галаты огорчили Павла? В этой лекции д-р Дуглас Му:

— рассматривает начало письма, которое задает тон остальному тексту;
— показывает конспект письма и кратко знакомит с ним студентов;
— подчеркивает основные мысли первых десяти стихов;
— побуждает студентов ознакомиться с разными переводами одного и того же текста и сделать выводы.

2.1. Приветствие: Галатам 1:1-5

По всей видимости, Павел настолько огорчен готовностью Галатов принять другие представления о Евангелии, что у него нет ни времени, ни желания писать благодарности. С чего он начинает письмо? На этом занятии д-р Дуглас Му:

— опирается на книгу Джона Стотта и знакомит студентов со структурой письма;
— побуждает студентов изучить разные переводы текста Галатам 1:1-5 и поделиться своими наблюдениями;
— обсуждает со студентами, как проповедовать по первым пяти стихам послания, и отвечает на вопросы.

2.2. Серьезность ситуации: Галатам 1:6-10

Почему Павел глубоко обеспокоен положением Галатов? В чем суть Евангелия? В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:

— подчеркивает, что послание явно призвано доказать некую мысль;
— предлагает студентам поделиться своими мыслями и наблюдениями относительно текста Галатам 1:6-10;
— подчеркивает слово «благодать» как ключевое слово в данном тексте и объясняет, что хотел сказать Павел;
— поднимает вопрос о роли ангелов в Послании к Галатам.

3. Автобиографический аргумент. Послание к Галатам 1:11 – 2:14.

Послание к Галатам — яркий полемический текст, и Павел использует три вида аргументов, чтобы объяснить, почему верующие должны его слушать. В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— сосредоточивает внимание на обращении Павла и его авторитете;
— рассматривает роль закона и его «социальную» функцию;
— высказывает несколько соображений относительно контекстуализации в проповеди Евангелия;
— исследует текст и подчеркивает его ключевые фразы и идеи.

3.1. Обращение Павла: Галатам 1:11-24

Что имеет в виду Павел, когда говорит, что он не принял Евангелие ни от какого человека?
В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— читает отрывок Галатам 1:11-12 и предлагает студентам сравнить его с текстом 1 Коринфянам 15:1-2;
— напоминает студентам о важности широкого контекста и делает акцент на ошибке нарушения баланса;
— привлекает внимание слушателей к обращению Павла и к структуре предложения, которое его описывает.

3.2. Совещание с апостолами а Иерусалиме: Галатам 2:1-10

Центральное место в Благой вести занимает безвозмездное предложение спасения каждому, кто отвечает Христу верой. Существует только одно Евангелие, и Павел ясно дает это понять. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— исследует текст Галатам 2:1-10 и рассуждает о том, что такое «истина Евангелия»;
— рассказывает о контекстуализации в проповеди Евангелия;
— предлагает студентам поделиться мыслями о том, как следует «помнить нищих»;
— беседует со студентами о ключевых моментах проповеди по этому тексту.

3.3. Разговор с Петром в Антиохии: Галатам 2:11-14

Как совместные трапезы евреев и язычников отражаются на культуре? Некоторые практические последствия могут иметь как богословскую, так и общественную значимость. В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— объясняет контекст конфликта в Антиохии;
— делает несколько замечаний относительно движения зилотов;
— разъясняет суть аргументов Павла в споре с Петром;
— рассматривает разные стороны богословия Павла и сосредоточивает внимание на истории спасения и Евангелия.

3.4. Благая весть

Как Павел понимает Благую весть? Какое послание в ней содержится? Здесь д-р Дуглас Му:
— рассказывает об истоках терминологии «благовестия» в греко-римском мире и Ветхом Завете;
— предлагает студентам поделиться мыслями о том, что такое Евангелие;
— рассматривает вопрос о господстве Иисуса и отвечает на вопросы студентов.

3.5. «Новая точка зрения»: траектория

«Новая точка зрения» восходит корнями к важной монографии Э. П. Сандерса «Paul and Palestinian Judaism». Какой тезис Сандерс отстаивает в своей книге? На этом занятии д-р Дуглас Му:
— рассуждает об иудаизме первого века;
— сравнивает традиционные представления с номизмом Завета;
— сосредоточивается на разъяснении слов Павла в свете иудаизма Сандерса;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

3.6. «Новая точка зрения»: сильные стороны

Как «Новая точка зрения» влияет на наше понимание Послания к Галатам? Каковы ее сильные стороны? В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— высказывает несколько мыслей о Н. Т. Райте;
— рассматривает различные возражения против «Новой точки зрения»;
— ясно формулирует собственный подход к толкованию Послания к Галатам;
— объясняет, как выйти за рамки «Новой точки зрения».

4. Послание к Галатам 2:15-21. Дела закона и вера Христова

Галатам 2:15-21 — один из самых глубоких богословских разделов послания. Здесь намечены несколько идей, которые получат развитие в следующих главах. Здесь д-р Дуглас Му:
— дает общий обзор отрывка и предлагает студентам обдумать богословие, отраженное в данном тексте;
— подчеркивает важнейшее противопоставление между делами закона и верой;
— разъясняет смысл греческой генитивной конструкции «вера Христа»;
— сосредоточивает внимание на вопросах об оправдании и вере.

4.1. Обзор абзаца

Галатам 2:15-21 — переходный отрывок. Где должен располагаться этот текст? На этом занятии д-р Дуглас Му:
— предлагает студентам сравнить разные переводы этого отрывка;
— рассматривает отрывок в контексте и рассуждает о ключевой линии раздела;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

4.2. «Дела закона»

Что происходит в отрывке Галатам 2:15-21? В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— знакомит слушателей с понятием «оправдание верой» и разъясняет вытекающие из него выводы;
— сосредоточивает внимание на стихе 16 и с помощью таблицы объясняет смысл словосочетания «делами закона»;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

4.3. «Вера Христова»

Противопоставляет ли Павел в Галатам 2:16 соблюдение иудейского закона и верность Христу или имеет в виду нечто иное? Здесь д-р Дуглас Му:
— рассматривает слова, описывающие веру;
— разъясняет традиционную точку зрения, которую поддерживали Лютер, Кальвин и Данн;
— привлекает внимание слушателей к родительному падежу в греческом языке и приводит примеры конструкций из двух существительных в английском языке.

5. Послание к Галатам 3:1-29. Центральный богословский аргумент. История спасения с точки зрения Ап. Павла.

Отрывок Галатам 3:1-5:12 обрамлен похожими текстами, в которых Павел обращается к Галатам с откровенными увещеваниями и предупреждениями. Почему необходим закон? Что представляет собой учение об оправдании? Почему Павел использует для объяснения закона образ тюремщика? Какой риторический прием он использует, чтобы убедить читателей? В этой лекции д-р Дуглас Му отвечает на вышеперечисленные вопросы и рассматривает центральный богословский аргумент послания.

5.1. Введение. Галатам 3:1-6

В начале 3-й главы Павел обращается к Галатийским христианам и рассуждает о законе, связывая его с распятием Христа. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— объясняет значение латинского термина inclusio;
— рассматривает структуру отрывка;
— предлагает студентам сравнить различные переводы Галатам 3:1-6;
— раскрывает основную мысль текста и отвечает на вопросы;
— рассуждает о двух причинах использования аргумента об Аврааме.

5.2. Авраам и Закон: Галатам 3:7-9

В Галатам 3:10-25 Павел сосредоточивает внимание на законе и предлагает иное прочтение этой истории.
В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— рассуждает о разногласиях между Павлом и лжепроповедниками;
— с помощью таблицы объясняет разные подходы к закону и вере;
— подчеркивает, что лжепроповедники делали акцент на преемственности;
— предлагает студентам обсудить практическую значимость аргумента Павла для современной христианской проповеди;
— рассматривает конкретные положения аргумента об Аврааме и вере.

5.3. Закон и проклятие: Галатам 3:10-14

Упоминание о благословении в 9-м стихе наводит Павла на мысль о противоположности благословения. Здесь д-р Дуглас Му:
— рассуждает о проклятии;
— привлекает внимание слушателей к большому и малому inclusio;
— кратко затрагивает вопрос об использовании Ветхого Завета;
— рассматривает текст Аввакум 2:4 и исследует идею праведности в Новом Завете;
— беседует со студентами о смысле Второзакония 21:22-23.

5.4. Закон в истории спасения: Галатам 3:15-25

В отрывке Галатам 3:15-25 речь идет об истории спасения. Павел считает важным понять суть и значение последовательности спасения. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— предлагает студентам сравнить разные переводы этого текста;
— вместе со студентами изучает отрывки и делится своими наблюдениями;
— рассуждает о навыках коммуникации;
— рассматривает причины, по которым грешникам необходимо проповедовать закон, и учение о законе и грехе в Послании к Римлянам.

5.5. Сыны Божии: Галатам 3:26-29

В отрывке Галатам 3:26-29 Павел возвращается к утверждению, с которого он начал свое послание. В нем можно отчасти найти те же идеи. В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— делает акцент на включении и хиазме;
— объясняет схему истории спасения, которая отражает точку зрения Павла;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

5.6. Оправдание как его понимали в эпоху Реформации

Учение об оправдании играет решающую роль в богословии Нового Завета, и нам нужно хорошо его понимать. Здесь д-р Дуглас Му:
— рассматривает ключевые слова, используемые Павлом;
— отмечает, каким образом слова «оправдывать» и «праведность» употребляются в Ветхом Завете;
— разъясняет студентам основные представления Реформации об оправдании.

5.7. Обсуждение по группам

Почему некоторые считают важной идею активного послушания? На этом занятии д-р Дуглас Му:
— организует обсуждение пяти аспектов представлений Реформации об оправдании;
— предлагает студентам обсудить оправдание в контексте их традиций и вероисповеданий;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

5.8. Современное переосмысление

Должны ли мы во всем соглашаться с реформаторами? Существует движение, которое пытается смягчить свойственное Реформации противопоставление веры и дел. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— подчеркивает два различия, которые были важны для реформаторов;
— рассматривает представления Н. Т. Райта об оправдании;
— делится своим пониманием намерений Павла;
— беседует со студентами и делает несколько замечаний об освящении и уверенности.

5.9. Сыны и наследники через Христа: Галатам 4:1-7

В отрывке Галатам 4:1-7 Павел использует образы Закона как тюремного стражника и принятия в Божью семью. В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— рассматривает использование местоимений в этом тексте;
— рассуждает об образе двух горизонтов в герменевтике;
— объясняет смысл греческого слова stoicheia и комментирует его использование;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

5.10. Вопросы и ответы

Должны ли христиане противиться порочным духовным силам в культуре? Здесь д-р Дуглас Му беседует со студентами и:
— размышляет о проблемах чтения Нового Завета;
— рассуждает о том, что такое усыновление, и приводит в пример Юлия Цезаря;
— отвечает на вопросы.

5.11. Увещание Павла: Галатам 4:8-20

Должны ли христиане противиться порочным духовным силам в культуре? Здесь д-р Дуглас Му беседует со студентами и:
— размышляет о проблемах чтения Нового Завета;
— рассуждает о том, что такое усыновление, и приводит в пример Юлия Цезаря;
— отвечает на вопросы.

5.12. Увещание с помощью аллегории: Галатам 4:21-31

В Галатам 4:21-31 мы находим второй богословский аргумент. Павел использует еще один довод, связанный с Авраамом, и пытается объяснить Галатийским христианам смысл истории спасения. Здесь д-р Дуглас Му:
— помогает студентам разобраться в этом интереснейшем тексте;
— предлагает студентам поделиться своими наблюдениями;
— объясняет, как переводчики работают с греческими словами;
— рассуждает об иносказаниях и аллегориях.

5.13. Агарь и Сара: Галатам 4:21-31

На каком основании Павел проводит параллель между Агарью и Иерусалимом? На этом занятии д-р Дуглас Му:
— отмечает, как Павел играет словами и толкует повествование книги Бытия;
— обращается к 51 и 54 главам Исаии, чтобы показать их связь с 4 главой Послания к Галатам;
— делает несколько замечаний относительно того, как Павел понимает исполнение обетования.

5.14. Использование Ветхого Завета

Влияние Ветхого Завета на Новый многообразно. Каким образом новозаветные авторы использовали Ветхий Завет? В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— сосредоточивает внимание на основополагающих принципах богословия Павла;
— рассуждает о «высоком» понимании Писания и двух видах ссылок;
— привлекает внимание слушателей к текстологии и рассказывает о текстах на иврите, греческом и других языках;
— проводит границу между ветхозаветными методами усвоения и герменевтическими аксиомами и приводит примеры.

5.15. Богословское обобщение: Галатам 5:1-6

В Галатам 5:1-12 Павел обращается к читателям с последним увещанием в центральном разделе послания. Здесь д-р Дуглас Му:
— предлагает студентам поделиться своими наблюдениями относительно Галатам 5:1-6;
— рассуждает о радикальном понимании закона («все или ничего»);
— привлекает внимание слушателей к включению необрезания в стихе 5;
— объясняет, как реформаторы понимали «веру, действующую любовью».

5.16. Оправдание в Послании к Галатам

В Галатам 5:5 речь идет об окончательном оправдании. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— рассматривает связь между «праведностью» и «надеждой»;
— исследует схему «Время оправдания в Послании к Галатам»;
— объясняет структуру оправдания;
— сосредоточивает внимание на фразе «только верой» и рассказывает о Джоне Уэсли;
— размышляет об оправдании и суде.

6. Этический аргумент. Галатам 5:13-6:10

Галатам 5:13-6:10 — более приземленная часть письма, в которой Павел знакомит читателей с идеей «плоти» и вводит ключевой персонаж Духа. Отныне основной вопрос — не наше положение в глазах Бога, но то, как мы живем с Богом. В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— показывает конспект Галатам 5:13-6:10;
— дает определение «плоти» и рассуждает о вопросах, связанных со свободой и любовью;
— знакомит слушателей с историческим контекстом, в котором надо понимать закон;
— рассуждает о жизни в Духе.

6.1 Закон и свобода: Галатам 5:13-15

Павел использует слово «плоть» часто и во многих разных значениях. Плоть — это не часть человеческого существа, но разные углы зрения на человеческое существо. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— рассуждает о месте данного отрывка в послании;
— дает определение «плоти»;
— сосредоточивает внимание на идее «свободы» и «любви»;
— объясняет, каким образом весь закон был исполнен в заповеди.

6.2. Дух: Галатам 5:16-24

В Галатам 5:13-15 Павел вводит понятие «плоти». В Галатам 5:16-6:10 он начинает говорить о Духе как о противоядии против плоти. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— сосредоточивает внимание на повелении и рассуждает о хождении в Духе;
— делится пастырскими советами о преодолении жизненных сложностей;
— рассматривает и комментирует список пороков и добродетелей;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

6.3. Закон Христов: Галатам 5:25 – 6:2

Каким образом закон использовался в Ветхом Завете? Как мы исполняем закон Христов?
В этом фрагменте лекции д-р Дуглас Му:
— сосредоточивает внимание на примере общинной жизни в Галатам 6:1;
— рассуждает о двух сторонах процесса восстановления;
— объясняет смысл фразы «закон Христов» во 2 стихе и рассматривает идею закона в 1 Коринфянам 9:19-21;
— знакомит слушателей с историческим контекстом, в котором надо понимать закон.

6.4. Община: Галатам 6:2-10

Проследить логику отрывка Галатам 6:2-10, где Павел пишет о разных проблемах жизни в общине, довольно непросто. Здесь д-р Дуглас Му:
— разбирает отрывок и подчеркивает важность контекста;
— сосредоточивает внимание на предостережениях и на том, как Павел доносит до читателей мысль о важности своего послания;
— рассматривает арминианские и кальвинистские представления о вечной участи;
— объясняет смысл теории речевых актов и приводит пример.

7. Окончание послания. Галатам 6:11-18

Павел использует все мыслимые возможности, чтобы убедить Галатов следовать истинному Евангелию. Здесь д-р Дуглас Му:
— разбирает текст Галатам 6:11-18 и размышляет о ключевых стихах;
— рассуждает о смысле двух важных образов: «нового творения» и «Израиля Божия»;
— подчеркивает трудные для понимания и толкования фразы;
— беседует со студентами и отвечает на их вопросы.

7.1. Новое творение: Галатам 6:11-15

Павел намеренно завершает послание двумя важными образами, которые подытоживают его богословский аргумент. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— сосредоточивает внимание на мировоззрении Павла и вытекающих из него следствиях;
— привлекает внимание читателей к первому изменению климата;
— рассматривает лексику «нового творения» и указывает на три способа ее понимания;
— рекомендует книгу, посвященную заботе о творении.

7.2. Израиль Божий: Галатам 6:16-18

В конце послания Павел называет новую христианскую общину «Израилем Божиим». Относительно истолкования этой идеи ведутся горячие споры. На этом занятии д-р Дуглас Му:
— размышляет над текстом Галатам 6:16 и излагает собственную точку зрения;
— рассказывает об очень мощном диспенсационалистском движении в истории американской церкви;
— объясняет, как заветное богословие понимает взаимоотношения Израиля и церкви;
— подчеркивает важность 9-11 глав Послания к Римлянам;
— делает несколько замечаний относительно «язв Иисуса».