Библейское богословие и толкование

ВS 5000 Библейское богословие и толкование

Описание курса

Курс магистерской программы «БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ТОЛКОВАНИЕ» познакомит студентов с библейской историей искупления, начиная с Сотворения и заканчивая заключительными событиями Книги Откровение. Студенты смогут проследить возникновение и развитие ряда богословских идей на протяжении Ветхого Завета и их раскрытие в Новом Завете, выстраивая, таким образом, с одной, стороны, связи между различными Книгами и текстами Священного Писания, а с другой, между различными библейскими эпохами.

Данный курс предназначен для ознакомления студентов с важнейшими богословскими идеями на протяжении Ветхого и Нового Завета с учетом исторического, религиозного и культурного контекста. Также курс поможет студентам выработать навыки исследования текста Священного Писания с учетом всей библейской истории искупления, совершаемой Самим Творцом.

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные (познавательные) цели

  1. Познакомить студентов с различными исторически сложившимися подходами в понимании термина «библейское богословие».
  2. Ознакомить студентов с методологией библейского богословия, с его целью, задачами и особенностями как богословской дисциплины, имеющей практическое и наставительное значение.
  3. Сформировать у студентов представление о развитии основных богословских идей в Ветхом и Новом Завете с акцентом на самостоятельную интерпретацию Священного Писания.
  4. Показать связь библейского богословия с экзегезой Священного Писания Ветхого и Нового Завета, библейской археологией, историей Древнего Востока и систематическим богословием.

Эмотивные  цели (подход)

  1. После прохождения курса студент будет уметь самостоятельно проанализировать возникновение и развитие основных богословских идеи Ветхого и Нового Завета. 
  2. Студент будет иметь навык работы с библейским материалом, проводя качественное экзегетическое исследование библейского текста.
  3. Студент будет уметь преодолеть барьер своих предмнений и предпониманий.

Психомоторные цели (навыки)

  1. После прохождения курса студент будет владеть методологией библейского богословия, основанного исключительно на Священном Писании.
  2. Студент будет владеть навыками самостоятельной работы с источниками и литературой по библейскому богословию Ветхого и Нового Завета. 
  3. Студент разовьет навыки написания исследовательских работ.
  4. Будет способен встроить свое библейское богословие, сформулировать и обосновать собственное мнение в данной области теологии.

 

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Природа Священного Писания и его толкование

В первом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — даст определение и расскажет об особенностях библейского богословия;
  • — покажет, каким образом связаны природа Священного Писания и толкование его текста;
  • — расскажет о разнообразии существующих речевых актов;
  • — докажет, что смысл Божьего Слова не только в том, чтобы донести до нас ряд богословских идей, но в том, чтобы менять нас.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • — посмотреть на Священное Писание как на развивающуюся историю Божьего откровения;
  • — показать важность и значимость записанного Слова Божьего;
  • — различать богодухновенность Священного Писания и вдохновение, на основе человеческих эмоций;
  • — объяснить, чем безошибочность Священного Писания отличается от непогрешимости.

1.1. Слово Божие было записано

Говоря о толковании Библии, важно начать с уникальности Священного Писания, могущественного и достоверного Слова Божия. Насколько важно Слово Божие в библейской истории? В этой лекции преподаватель:
— восхищается тем, что Бог говорит с людьми и дает им обещания;
— рассматривает библейские примеры, в которых появляется идея «Слова Божия»;
— говорит о людях, которые думают только о написанном Слове и игнорируют все остальное;
— зачитывает отрывки, подтверждающие важность Писания.

1.2. Писание – это человеческая и божественная речь

Чтобы понять, что такое Писание и какое воздействие оно оказывает, важно рассмотреть, как функционирует речь. Как знания о человеческой речи может помочь нам понять Писание? В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— говорит о разнообразии речевых актов;
— заостряет внимание на человеческой и божественной речи и приводит примеры из Библии;
— объясняет, как обращать внимание на то, что авторы пытаются сказать в определенном контексте;
— предупреждает об опасностях плохой интерпретации.

1.3. Богодухновенность и непогрешимость Писания

Слово Божие было дано нам через людей – авторов, получивших вдохновение от Бога. Тем не менее, мы не должны путать понятие вдохновения, исходящего от Бога, с человеческими эмоциями или другими вещами. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— дает определения ключевым терминам;
— объясняет идею руководства;
— цитирует слова Дж. Пакера об авторах Библии;
— рассказывает студентам об альтернативе непогрешимости;
— использует карту лондонского метро, чтобы проиллюстрировать идею непогрешимости Писания;
— исследует отрывки, говорящие о вдохновении и непогрешимости в Ветхом и Новом Завете.

РАЗДЕЛ 2. Герменевтика – наука и искусство

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — расскажет о целях и особенностях библейской герменевтики;
  • — покажет, что интерпретация Священного Писания всегда остается задачей духовной, и ее нельзя сводить лишь к набору правил и процедур;
  • — докажет, что любой отрывок Библии должен истолковываться в контексте всего канона Священного Писания;
  • — познакомит студентов с терминами «история искупления» и «прогрессивное откровение».

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — доказать, что духовная истина усваивается только при участии Святого Духа;
  • — показать, что Библия не просто сборник высказываний, а развивающаяся история искупления;
  • — перечислить и начать использовать правила работы с библейским контекстом;
  • — объяснить, как деление Священного Писания на стихи мешает в анализе контекста отрывка.

2.1. Толкование Библии. Введение

Действительно ли нам нужно толковать Писание? Разве недостаточно просто читать Библию? Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— знакомит студентов с различными подходами к толкованию Библии;
— обсуждает связь между переводом и интерпретацией;
— говорит о герменевтике как о науке и искусстве;
— использует картинки, чтобы продемонстрировать, как можно рассматривать одну и ту же информацию двумя способами;
— говорит об учителях закона, имеющих знание, но не имеющих понимания.

2.2. Как толковать?

Библия – это не сборник отдельных стихов. Вот почему любой библейский отрывок следует читать в контексте конкретной книги Библии, из которой он взят, и в контексте полного канона Писания. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— побуждает студентов искать смысл текста в свете всего Писания;
— использует схему для объяснения цели библейской интерпретации текста;
— демонстрирует, как содержание рассказа о Давиде и Голиафе могло быть истолковано неверно.

2.3. Общая герменевтика

Чтобы избежать неправильного понимания Библии, нам необходимо изучить правила её толкования. Чего недостаёт методу свободных ассоциаций при толковании Писания? Что препятствует правильной его интерпретации? В этой лекции преподаватель:
— говорит о двух аспектах контекста и их важности;
— исследует содержание трех библейских текстов, чтобы проиллюстрировать важность контекста;
— объясняет основные принципы семантики;
— рекомендует книгу для чтения.

РАЗДЕЛ 3. История библейского богословия

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — покажет, что своими корнями библейское богословие уходит в Священное Писание;
  • — расскажет, как богословы, склоняющиеся к единству Священного Писания, отстаивали свои взгляды;
  • — покажет слабые стороны историко-критических подходов к интерпретации Священного Писания;
  • — расскажет о теологах, внесших свой вклад в возрождение библейского богословия.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — назвать причину, по которой в V-VI века Священное Писание оказалось подчинено учению церкви;
  • — объяснить, почему Мартин Лютер задумался о той дистанции, которая образовалась между христианами его времени и подлинным текстом Священного Писания, и возвратился к идеям Антиохийской школы;
  • — показать разницу между догматическим и библейским богословием;
  • — ответить на вопрос, можно ли считать библейским подход, который игнорирует канон, богословскую нормативность и целостность библейского материала?

3.1. До Реформации

Какова связь Ветхого Завета с Новым Заветом? Каковы отношения между ветхозаветным Богом и Иисусом? Размышления о библейском богословии следует начинать с Библии, потому что модель библейского богословия проистекает из того, как Библия использует саму себя. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— рассматривает отрывки, демонстрирующие интертекстуальность и историческую преемственность;
— знакомит студентов с учением Маркиона и Иринея до периода Реформации;
— сравнивает Александрийскую и Антиохийскую школы толкования;
— приводит пример аллегорического четырёхуровнего значения текста.

3.2. Реформация. С XVII века по XIX век

Что обычно приходит на ум, когда мы думаем о периоде Реформации? Какую роль в этом сыграли Мартин Лютер и Джон Кальвин? В этой лекции преподаватель:
— говорит о том, что Лютер пытался понять Библию с исторической точки зрения;
— объясняет, чем Джон Кальвин отличался от обычных средневековых богословов;
— сравнивает позиции Лютера и Кальвина;
— кратко представляет Иоганна Кокцеюса и Богословие завета;
— знакомит студентов с лютеранской ортодоксальностью и пиетизмом;
— исследует различие между библейским и догматическим богословием.

3.3. Конец XIX — начало XX века

В конце XIX века ученые попытались спасти библейские исследования, контролируемые догматикой. Они начали теоретизировать историю, стоящую за текстом, и заявили о научном методе. Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— заостряет внимание на двух формах историко-критических методов;
— объясняет, как осуществляется редакция критики;
— делает несколько комментариев по форме критики;
— обсуждает подход школы «Истории религий».

3.4. Возрождение библейского богословия

Возрождение библейского богословия было временем, когда ученые начали верить, что Библия – это Слово Божье, и канон имеет значение. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— рассказывает о Карле Барте, который еще раз подчеркнул важность богословия;
— знакомит студентов с учеными, написавшими теологии Ветхого Завета и Нового Завета;
— исследует литературные и канонические подходы;
— возвращается к аллегорической интерпретации притчи о добром самарянине.

РАЗДЕЛ 4. Определение и методология библейского богословия

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — даст определение и назовет особенности библейского богословия;
  • — расскажет об отношении библейского богословия к экзегезе и систематическому богословию;
  • — покажет, как постмодернистская критика повлияла на наше понимание процесса толкования текста Священного Писания;
  • — докажет, что нам необходимо понимать Библию не только в личном контексте, но и в контексте общинности.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • — объяснить, что такое библейское богословие;
  • — пояснить, чем герменевтический круг интерпретации текста Священного Писания отличается от герменевтической спирали;
  • — дать определение термину «пресуппозиция«;
  • — перечислить то, что необходимо толкователю для того, чтобы действительно меняться и преодолеть барьер его применений и предположений.

4.1. Определение библейского богословия

Чем занимается библейское богословие? Как мы можем открыть для себя разнообразие богословия, данного нам через Писание? Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— дает определение библейскому богословию;
— рассказывает о разных библейских категориях и богословских темах;
— иллюстрируя важность использования библейской терминологии и метафор, исследует проблему непреложности Бога.

4.2. Связь с толкованием и систематическим богословием

На чем сконцентрирована экзегеза? Как библейское богословие использует результаты экзегезы? Какие проблемы решает систематическое богословие? В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— уделяет особое внимание связи библейского богословия с экзегезой и систематическим богословием;
— рассказывает о теме воды в Ветхом и Новом Заветах;
— объясняет разницу между синхронным и диахроническим подходами;
— рассказывает о нестандартном взгляде на сущность систематического богословия.

4.3. Методология и постмодернистская критика

Приступая к истолкованию текста, мы используем уже имеющийся у нас некоторый опыт в библейском и систематическом богословии. Для преодоления трудностей и напряжения в этом процессе нам необходимо хорошее владение методологией. В этой лекции преподаватель:
— рассматривает диаграммы, иллюстрирующие индуктивный «научный» идеал;
— знакомит студентов с постмодернистской критикой;
— предоставляет практическую иллюстрацию о культурных различиях, чтобы помочь понять предпосылки;
— исследует проблему смены парадигм и объясняет, как ее можно применить к богословию.

4.4. Герменевтический круг против герменевтической спирали

Мы не всегда должны стремиться к самостоятельному получению знаний. Для того, чтобы понять, что говорит Писание, и жить по Слову, нам нужно говорить об этом с людьми и обсуждать это с ними. Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— говорит о замкнутом герменевтическом круге, который начинается с наших исходных предположений и заканчивается ими;
— объясняет роль герменевтической спирали во взаимосвязи толкования текста и обобщающего богословия;
— подчеркивает важность интерпретации в общине.

РАЗДЕЛ 5. Пророчества и типология

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — расскажет о том, какое место уделяет библейское богословие работе с пророчествами Священного Писания;
  • — перечислит основные трудности толкования библейских пророчеств;
  • — представит принцип телескопирования, применяемый при интерпретации библейских пророчеств;
  • — сравнит классический диспенсационализм и богословие завета в их подходе к разрыву и преемственности периодов в истории спасения.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — объяснить, что такое небуквальное или неточное исполнение библейского пророчества;
  • — пояснить, каким образом становится возможным многократное исполнение пророчества;
  • — представить и начать применять шаги, позволяющие качественно толковать библейские пророчества;
  • — дать определение и рассказать об особенностях типологии.

5.1. Природа пророчества

Какие проблемы возникают при обсуждении отношений между Ветхим Заветом и Новым Заветом? Почему пророков называют «посредниками в исполнении заветов»? В этой лекции преподаватель:
— делает сводный обзор лекции о методологии;
— рассказывает об основной цели пророков в Ветхом Завете;
— объясняет разницу между предсказанием и высказыванием;
— заостряет внимание на надежде в разгар наказания.

5.2. Трудности толкования. Обусловленность

В пророчествах есть некоторая обусловленность, которая создает проблему в процессе интерпретации, но не каждое пророчество условно. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— предоставляет библейские примеры обусловленности;
— обсуждает, как Бог открывает Себя в Писании;
— объясняет разницу между антропоморфизмами и антропопатизмами.

5.3. Трудности толкования. «Небуквальное», в единственном или многократном исполнении

Ветхозаветные пророчества не всегда очевидны: в некоторых из них мы можем найти неожиданные загадки. Почему это так? В этой лекции преподаватель продолжает раскрывать вопросы интерпретации и:
— исследует пророчества в Малахии 4:5-6 и Иоиля 2: 28-32;
— говорит о духовном измерении для понимания пророчеств;
— указывает, что апокалиптический язык не требует буквального исполнения;
— читает отрывки, которые иллюстрируют одно и несколько исполнений пророчеств.

5.4. Пророчества и типология. Где искать исполнение пророчества

Где нам искать исполнение пророчеств, данных Израилю в Ветхом Завете? Есть ли преемственность между Израилем и Церковью Здесь доктор Уэйн Джонсон использует многоэтапный подход и:
— знакомит студентов с двумя противоположными позициями по этому вопросу: классический диспенсационализм и богословие завета;
— исследует примеры разрывов и преемственности;
— сравнивает завет дел и завет благодати;
— говорит о двух распространенных ошибках в толковании пророчеств и о том, что нужно избегать таких ошибок.

5.5. Пророчества и типология. Библейское богословие и типология

Что такое типология? Какова связь между библейским богословием и типологией? В этой лекции доктор Уэйн Джонсон обсуждает проблему типологии в связи с пророчествами и:
— дает определение типологии;
— объясняет разницу между аллегорией и типологией;
— приводит библейские примеры типологии;
— предлагает изучить четыре характеристики типологии с помощью простых диаграмм.

РАЗДЕЛ 6. Перспектива библейской истории

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — назовет причины, которые покажут важность развития драматической, искупительной истории Священного Писания, для нас, современных христиан;
  • — покажет, как именно разворачивалась великая библейская история;
  • — докажет, что новозаветные обетования сосредоточены вокруг обещания восстановления Израиля и прихода Мессии;
  • — представит богословскую концепцию «уже, но ещё не», и покажет место Божьего Царства в развитии искупительной истории Священного Писания.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — назвать то, что становится ветхозаветной моделью искупительного спасения, которое совершает Иисус Христос;
  • — объяснить, что такое «вертикальные» и «горизонтальные» отношения и в чем их важность;
  • — представить то, что преподаватель назовет вводным курсом основ богословия для еврейского народа;
  • — показать, насколько важна идея связанности библейской искупительной истории.

6.1. Как разворачивалась великая библейская история. Введение

Библия – это не книга богословских изречений или принципов. В великой библейской истории разворачивается настоящая трагедия. Тем не менее, Бог – не единственный персонаж на этой сцене; есть здесь и злые силы. В этой лекции преподаватель:
— говорит об распространенных и ошибочных взглядах на историю;
— заостряет внимание на искупительном действии Бога;
— называет три причины важности развития этой трагической истории;
— призывает студентов читать повествование о мире.

6.2. Сотворение. Грехопадение

Кто Он, Бог из Библии? Какова Его цель? Библия начинается с сотворения. Здесь доктор Уэйн Джонсон углубляется в тему творения и:
— выделяет разные взгляды на мир;
— дает несколько практических советов о том, как рассказывать Евангелие;
— говорит о требованиях к Его творению и рассказывает об их значении;
— исследует темы непослушания и отчуждения.

6.3. Бог избирает народ, чтобы тот стал Его народом

В Ветхом Завете отражено множество изумительных проявлений Божьего могущества, но Божий народ снова и снова не повинуется Богу и не оправдывает Его ожиданий. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон рассказывает об основах великой библейской истории и:
— исследует тему Божьей славы;
— проходит через этапы становления Израиля как Божьего народа;
— обсуждает падение Израиля и его освобождение.

6.4. Надежда пророчества – грядущий Мессия и восстановление Израиля

Как нам следует понимать пророчества о Мессии? В этой лекции преподаватель продолжает раскрывать великую библейскую историю и:
— говорит о предпосылках и контексте пророчеств;
— знакомит студентов с центральными текстами, содержащими обетования восстановления Израиля;
— говорит о связи повеления, данного Его творению, и обетованиях о Мессии.

6.5. Пришествие Господа. Избранный Божий Царь

Важно не выпустить из виду целостный аспект мест из Библии, в которых говорится о пришествии Господа. Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— читает тексты, где говорится об Иисусе как о Царе;
— показывает, что Иисус – исполнение обетований, данных Аврраму о том, что от него произойдет Божий народ.
— обсуждает разные составляющие Благой Вести;
— уделяет особое внимание воскресению и победе Христа над грехом и смертью.

6.6. Божье Царство и Божий народ

Ученики спрашивают Иисуса о восстановлении Царства сразу после Его воскресения. Он не укоряет их, но призывает их стать свидетелями Божьего правления во всем мире. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— утверждает, что ученики задали правильный вопрос;
— объясняет, как Царство может быть уже здесь и еще не полностью здесь;
— рассказывает о новом небе и новой земле, о которых говорится в Книге Откровения.

РАЗДЕЛ 7. Заветы и обетования Ветхого Завета

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — даст определение термину «завет»;
  • — рассмотрит и проанализирует четыре ветхозаветных завета;
  • — объяснит, почему важно принимать целостную природу закона Моисеева;
  • — назовет основную причину изгнания еврейского народа из земли (586 г. до Р. Х.) и покажет, каким образом в Израиле начала зарождаться «пророческая надежда».

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — пояснить, чем еврейское слов «берит» (завет) отличается от новозаветного термина «диатеке» (завет);
  • — назвать то, с чего начинается каждый библейский завет;
  • — выработать свое отношение к «завету дел» в Эдемском саду;
  • — показать историческую и богословскую значимость заветов в истории спасения.

7.1. Завет с Ноем

Бог говорит с людьми и дает обещания, потому что Он есть Бог, заключающий заветы. Здесь доктор Уэйн Джонсон рассматривает завет, который касается всего творения, и:
— делает введение в «завет» как главную библейскую концепцию;
— говорит о любви как об обязательстве и об эмоциональном тепле;
— отвечает на вопрос, является ли Протоевангелие заветом;
— исследует текст о завете с Ноем и раскрывает его значение.

7.2. Завет с Авраамом

Библейская история, начиная с 12 главы Книги Бытие, посвящена Аврааму, и Бог становится Богом Авраама. На Божий завет Авраам отвечает верой и послушанием. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— читает самые важные тексты о завете с Авраамом и делится своими наблюдениями;
— заостряет внимание на благословениях и обязанностях в завете;
— уделяет особое внимание божественному обетованию семени и земли.

7.3. Завет с Моисеем. Исход 19:4-6

Завет с Моисеем построен на основании того, что Бог спас Израиль. Это не теоретический завет дел и праведности. Здесь доктор Уэйн Джонсон начинает с божественной благодати и инициативы и:
— предупреждает о неправильных подходах к толкованию Закона Моисея;
— указывает на обусловленность и непредвиденные обстоятельства;
— побуждает студентов избавиться от понятия о необходимости абсолютного совершенства.

7.4. Завет с Моисеем. Повеления и благословения

Обсуждение завета с Моисеем и исполнения Божьих заповедей подводит нас к вопросу об условиях и законах. Цель искупления заключена в соблюдении этого завета, но целое поколение лишает себя права войти в Землю обетованную. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— рассказывает о десяти заповедях и Книге Завета;
— объясняет роль жертвоприношения в утверждении Завета;
— фокусируется на обусловленности Завета.

7.5. Завет с Давидом

В 7 главе 2 Книги Царств мы находим завет с Давидом, пример другого соглашения с Богом. В этой лекции преподаватель исследует библейские тексты и:
— сравнивает заветы с Моисеем и с Давидом;
— рассказывает о связях между заветом с Авраамом и заветом с Давидом и показывает, как один выстраивается поверх другого;
— в заключение говорит о контрасте между Новым Заветом и Ветхим Заветом.

РАЗДЕЛ 8. Заветы и обетования Нового Завета

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — покажет, что в Евангелиях есть созвучие с заветом Моисея, Авраамом и Давидом;
  • — докажет, что Новый Завет вечен, а закон Моисея таким не был;
  • — подробно проследит, каким образом раскрывается тема завета и обетования в Посланиях Апостола Павла;
  • — объяснит, почему даяние Духа Святого человечеству и есть одна из новых сущностей Нового Завета.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — доказать, что вся концепция Нового Завета сосредоточена на Иисусе Христе, который есть обещанный Царь, о котором говорится в 2Цар. 7 гл.;
  • — показать, что в Писании есть последовательность заветов с Авраамом, Давидом и есть некая раздельность между нами и законом Моисея, но есть и исполнение этого завета;
  • — объяснить, что история Божьего искупления идет вокруг Израиля, а история Израиля фокусируется на Мессии, и это связь фундаментальна;
  • — представить и совместную грань спасения, о которой говориться в Библии, и условия, которые относятся к каждому человеку.

8.1. Главенство Нового Завета

Начиная читать Новый Завет, мы видим, что Иисус провозглашается сыном Авраама и сыном Давида. Что это означает? В этой лекции доктор Уэйн Джонсон раскрывает темы завета и обетования в Евангелиях и Посланиях Павла и:
— объясняет, что Иисус – верный Израиль и новый Моисей, исполняющий закон;
— читает и разъясняет библейские отрывки о «Новом Завете» и его превосходстве.

8.2. Данные Аврааму обещания и Закон Моисеев

В чем состоит основной вопрос Павла в Послании к Галатам 3-4? В этой лекции преподаватель продолжает раскрывать темы завета и обетования в Посланиях Павла и:
— углубляется в Галатам 3:1-4:7 и делится своими наблюдениями об Авраамовом Завете;
— помогает студентам понять связь между оправданием через веру и Законом Моисеевым;
— противопоставляет завет с Моисеем и Новый Завет;
— кратко рассказывает об Исааке и проводит параллели между его рождением и рождением христианина.

8.3. От пришельцев – к заветам, а потом – новому человеку

В Послании к Ефесянам Павел говорит о евреях и язычниках, а также о проблемах закона Моисеева. Как язычники могли получить благословения, данные Израилю? Здесь доктор Уэйн Джонсон продолжает раскрывать темы завета и обетования в Посланиях Павла и:
— углубляется в Послание к Ефесянам 2:11–18 и делится своими наблюдениями;
— показывает, как смерть и воскресение Иисуса открывают новый путь и создают нового человека;
— иллюстрируя нового человека во Христе, использует диаграмму.

8.4. От узаконенного рабства – к новой жизни в Духе

Если закон предназначался для добра, то почему он стал проблемой и, в конечном итоге, проклятием? В этой лекции доктор Уэйн Джонсон продолжает раскрывать темы завета и обетования в Посланиях Павла и:
— рассматривает 7 главу Послания к Римлянам и делится своими наблюдениями;
— описывает проблему, с которой люди сталкивались в Моисеевом завете;
— делится своей позицией в вопросе рабства греха;
— побуждает студентов сосредоточиться на Духе.

8.5. Ожесточение Израиля

Говоря о евреях, Павел сожалеет о том, что многие из них не приняли Мессию. В этой лекции преподаватель продолжает раскрывать темы завета и обетования в Посланиях Павла и:
— рассматривает главы 9-11 Послания к Римлянам и делится своими наблюдениями;
— излагает исторические факты, которые помогают нам понять смысл Посланий Павла;
— указывает на то, что язычники должны помнить о Боге, Израиле и спасении.

8.6. Предостережения, касающиеся завета в Послании к Римлянам и 1 Послания Коринфянам

Какой язык завета использует Павел в Послании к Римлянам и в 1 Послании к Коринфянам? Здесь доктор Уэйн Джонсон погружается в библейские тексты и:
— поднимает вопрос об условности и непредвиденных обстоятельствах;
— делится своей позицией о возможности потерять спасение;
— дает пастырские наставления.

8.7. Краткое пояснение об избрании

В искупительной истории Израиля и Мессии Иисуса говорится об избрании. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон делает краткий экскурс в вопрос избрания и:
— заостряет внимание на предположениях, игнорирующих искупительную историю;
— обсуждает содержание 9 главы Послания к Римлянам касаемо избрания патриархов;
— утверждает, что избрание не скрыто от нас;
— рассказывает об избранности Израиля;
— приводит примеры, иллюстрируя идею предопределения.

8.8. Новый Завет в Послании к Евреям

Павел указывает на то, что Ветхий Завет устарел и скоро исчезнет. Почему Новый Завет лучше? В этой лекции преподаватель погружается в Послание к Евреям и:
— говорит о превосходстве священства Христа в Новом Завете;
— обсуждает идею сходства Иисуса и Мелхиседека;
— раскрывает тему превосходства жертвы Христа.

8.9. Предостережения, касающиеся Завета в Послании к Евреям

В Послании к Евреям мы читаем о вечном священстве и вечной жертве Иисуса. Возможно ли быть отрезанным от Христа? Здесь доктор Уэйн Джонсон обращает внимание студентов на обусловленность в Послании к Евреям и:
— показывает разницу между отступничеством и отступлением;
— зачитывает важные тексты о предостережениях завета и делится своими наблюдениями;
— обсуждает вопросы последовательности и непоследовательности завета.

РАЗДЕЛ 9. Царство Божье

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — даст определение термину «царство»;
  • — расскажет о том, что такое эсхатологическая напряженность в истории спасения и каким образом она будет снята;
  • — посмотрит на Израиль, как на народ, который отражает Божье правление;
  • — представит земное служение Иисуса Христа как миссию любви.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — посмотреть на Царство Божье как на духовную, юридическую и политическую реальность;
  • — дать определение еврейскому термину «шалом»;
  • — объяснить как заповеди блаженства (Мф. 5:1-12) связаны с реальностью будущего Царства Бога;
  • — показать, как идея Божьего Царства связана с исцелением людей и изгнанием демонических сил.

9.1. Царство в Ветхом Завете

Царство в Писании – это царствование Бога, Его власти, закона, справедливости и мира. Израиль отвергает Божье Царство, а Бог обещает Вечного Царя и Царство. В этой лекции преподаватель раскрывает тему Царства в Ветхом Завете и:
— концентрирует внимание на Боге, Царе всей Земли, и Его замысле искупления мира;
— исследует важные места из Библии, отражающие связь творения и Божьего Царства;
— говорит о библейской модели зла в современном обществе;
— делится тем, какую роль играют эсхатологические дискуссии в пасторском служении.

9.2. Царство в Новом Завете. Благая весть о Царстве — Иисус

Иисус – это Царь, обетование о Котором было дано в завете с Давидом. Обладая Божьим могуществом, Он исцеляет людей и побеждает врагов. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— рассказывает о Евангелии Царства и об Иисусе как о вечном Царе;
— указывает на два аспекта служения Иисуса;
— объясняет, почему Матфей пишет о «Царстве Небесном» вместо «Царства Божьего»;
— говорит об идее завоевания Царства Божьего.

9.3. Царство в Новом Завете. Тайна Царства – притчи о Царстве

Царство наступает, вытесняя тьму из жизни людей, но не все это видят. Это видение и вхождение в Царство должно происходить только посредством Святого Духа. В этой лекции преподаватель:
— заостряет внимание на притчах о том, что Царство это невидимое и наступающее постепенно;
— объясняет смысл понятия «ожесточение сердца»;
— говорит об эсхатологии «уже да, но еще нет»;
— разъясняет тему установления Царства в будущем.

9.4. Царство в Новом Завете. Жизнь в свете грядущего Царства

Как нам жить в свете всего того, что мы узнали о грядущем Царстве? Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— говорит о блаженстве, мудрости и праведности, которыми исполнено Царство Божие;
— объясняет связь между Церковью и распространением Царства;
— исследует тексты, где содержится предупреждение для тех, кто не унаследует Царство;
— побуждает студентов проанализировать свое определение Евангелия.

РАЗДЕЛ 10. Изгнание и возвращение. Суббота

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — покажет, как тема изгнания и возвращения проходит через библейскую историю;
  • — посмотрит на земное служение Иисуса Христа как на возвращение и восстановление Божьего народа;
  • — представит богословское значение субботы в Ветхом и Новом Заветах;
  • — раскроет тему покоя в контексте библейской истории.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • — описать, каким образом в Ветхом Завете осуществляется восстановление Божьего народа и творения;
  • — истолковать тексты Иер. 31:15 и Мф. 2:18 о плаче Рахили, и показать, что в них говорится о восстановлении, которое обещано Самим Богом;
  • — доказать, что сегодня у христиан нет обязательств соблюдать субботу, как и закон Моисея, с тех пор, как пришел Иисус Христос;
  • — показать, что умение быть наедине с собой это тоже часть Божьего шаббата.

10.1. Раскрытие темы изгнания и возвращения. Ветхий Завет

Тема изгнания берет начало в Книге Бытие, и до сих пор мы являемся странниками, ищущими своё место обитания и жаждущими возвращения. В этой лекции преподаватель раскрывает темы изгнания и возвращения в Ветхом Завете и:
— приводит примеры из жизни патриархов и Моисея;
— зачитывает основные места из Писания, посвящённые изгнанию Израиля и обетованию о возвращении;
— предоставляет обоснования, помогающие понять разницу между изгнанием для Израиля и Иудеи;
— приводит три довода о том, как люди жили в изгнании, оставаясь верными.

10.2. Раскрытие темы изгнания и возвращения. Новый Завет

Переходя к Новому Завету, мы видим, что пришествие Иисуса – это исполнение обетования о возвращении. Здесь доктор Уэйн Джонсон раскрывает тему изгнания в Новом Завете и:
— рассматривает представленную Матфеем родословную в контексте изгнания в Египет;
— пытается раскрыть смысл выдержки из 31 главы Иеремии о плаче в Раме и объясняет ее значение в Евангелии от Матфея;
— рассказывает о христианах, описанных в Посланиях как странниках и о Новом Иерусалиме в Книге Откровения.

10.3. Раскрытие тем субботы и покоя. Суббота в Ветхом Завете

В Книге Исход мы читаем о Божьей заповеди о соблюдении для Господа святой субботы. В Книге Левит мы узнаем о субботнем покое и о юбилейном году для земли. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— читает важные ветхозаветные тексты о субботе и делится своими наблюдениями;
— объясняет богословское значение субботы;
— подчеркивает серьезность повеления.

10.4. Раскрытие тем субботы и покоя. Покой в Ветхом Завете

Покой тесно связан с вопросом владения Израилем землей. Что еще является неотъемлемой частью отдыха в Ветхом Завете? В этой лекции преподаватель:
— читает основные ветхозаветные тексты о покое и делится своими наблюдениями;
— говорит об отдыхе в контексте избавления от врагов и присутствия Бога среди Своего народа;
— противопоставляет покой скитанию и неповиновению;
— показывает связь между изгнанием и покоем.

10.5. Раскрытие тем субботы и покоя. Суббота и покой в Новом Завете

Матфей показывает нам, как Иисус освещает тему отдыха в Новом Завете. И это неудивительно, потому что в Евангелии от Матфея поднимается также и тема изгнания и возвращения. Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— исследует аллюзии на ветхозаветные тексты и их возможные последствия;
— показывает связь между чудесами исцеления и субботой;
— зачитывает основные новозаветные тексты о покое и рассказывает о богословии и спорных вопросах;
— призывает студентов прояснить основы веры в своих умах.

10.6. Раскрытие тем субботы и покоя. Воскресение, новая суббота?

Является ли воскресенье новой субботой, и должны ли мы ее соблюдать? В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— говорит о субботе как о «дне Господнем»;
— знакомит студентов с неправильным подходом к закону Моисееву;
— рассказывает о религиозных практиках среди ранних иудейских христиан;
— объясняет, что означает суббота для христиан.

РАЗДЕЛ 11. Воплощение

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — покажет, как тема воплощения проходит через библейскую историю спасения;
  • — назовет то, что является основанием Божьего присутствия в скинии и среди Его народа;
  • — проведет анализ имени «Я есмь» (Ин. 8:58), связав Его с именем Бога, данным в Ветхом Завете (Исх. 3:14; 6:2-6);
  • — назовет причину, по которой Апостол Иоанн использует для описания воплощения Иисуса Христа термин саркс (плоть).

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — рассказать о том, как Образ Божий стал подобен человеку (Фил. 2:6-11);
  • — объяснить, что значит фраза «полная человечность Иисуса Христа»;
  • — проанализировать фразу «образ ипостаси Его…» (Евр. 1:3);
  • — пояснить, почему докетизм является ересью.

11.1. Слава и Божественное присутствие в Ветхом Завете

Какие ожидания в Ветхом Завете связаны с темой воплощения? Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— останавливается на теме Божьего присутствия и славы;
— рассказывает о скинии и храме как обители Божьей славы;
— читает важные тексты Ветхого Завета о Божьем имени, славе, присутствии и характере;
— объясняет, как Божья слава связана с воплощением.

11.2. Иоанн

Тема воплощения освещается уже с самого начала Евангелия от Иоанна. Иисус – это откровение Божьей славы. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон погружается в Евангелие от Иоанна и:
— рассказывает о смысле и двух сторонах воплощения;
— заостряет внимание на образах, использованных Иоанном в повествовании;
— раскрывает идею об Иисусе как о Посланнике с небес.

11.3. Павел. Послание к Евреям. Откровение

Павел также продолжает доносить до нас мысль о важности воплощения. Он пишет о полноте Божества в человеческом воплощении. В Послании к Евреям Иисус представлен как сияние Божьей славы. В книге Откровения Он – в центре Вселенского поклонения. В этой лекции преподаватель:
— зачитывает классический отрывок о воплощении и делится своими наблюдениями;
— предостерегает об опасности докетизма по отношению к Иисусу;
— заостряет внимание на образе невидимого Бога;
— подчеркивает божественные и человеческие аспекты воплощения.

РАЗДЕЛ 12. Воскресение

В этом разделе курса доктор Уэйн Джонсон:

  • — покажет, как тема «воскресение» проходит через Священное Писание;
  • — докажет, что воскресение — это не только новозаветная тема, но она проходит и через ветхозаветную историю;
  • — пояснит, что христианство – это не вера в силу самой веры, а в Бога, в Его Слово, в то, что Он сделал в истории, через Своего Сына Иисуса Христа;
  • — покажет, что подлинная вера приводит к подлинному послушанию и влияет на нашу практическую жизнь.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • — пояснить, что воскресение тесно связано с ветхозаветными пророчествами, данными Израилю, и это великая связь между Ветхим и Новым Заветами;
  • — доказать, что Иисус Христос не только Первенец из мертвых, а воскресение всех людей является реальностью;
  • — показать, что мы проповедуем не просто крест, а господство Иисуса Христа;
  • — узнать и использовать диагностический вопрос, который предлагает преподаватель курса каждому евангельскому христианину, изучающему библейское богословие.

12.1. Предвкушение в Ветхом Завете

В Книге Бытие, в истории Каина и Авеля, мы видим предвкушение семени и воскресения. Все начинается с проблемы греха и смерти в Эдемском саду. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон раскрывает тему воскресения в Ветхом Завете и:
— делает акцент на более широкой истории искупления;
— находит обоснованное предположение об общем воскресении и суде, описанное в Книге Иова;
— указывает, что ожидание восстановления и спасения Израиля включает в себя победу над смертью;
— зачитывает места, где говорится об оправдании страдающего слуги.

12.2. Сила Христа, смерть и воскресение

Иисус спасает нас от рабства греха и от силы греха. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон раскрывает тему воскресения и:
— зачитывает отрывки, которые подтверждают идею воскресения из мертвых и силы жизни;
— говорит о воскресении как о событии и об Иисусе как о воскресении;
— объясняет проблему совершенной праведности;
— акцентирует внимание на нашем единении с Христом в Его смерти и воскресении.

12.3. Подробное учение Апостола Павла о воскресении

В Посланиях Павла содержится обширное учение о воскресении, и причина этого – в том, что в основании христианской веры лежит смерть и воскресение Иисуса Христа. Здесь доктор Уэйн Джонсон:
— обращается к 15 главе 1 Послания к Коринфянам, в которой говорится о первостепенном значении воскресения и его важности;
— говорит о ложных учениях, которые отрицают актуальность и значимость воскресения;
— обсуждает смелое учение Павла о вере, оправдании и воскресении;
— разъясняет образы первых плодов;
— сравнивает первого Адама и последнего Адама и обращает внимание на язык участия.

12.4. Откровение. Промежуточное состояние

В Книге Откровения мы находим много упоминаний о жизни, смерти и воскресении. В этой лекции доктор Уэйн Джонсон:
— зачитывает важные места из Писания и делится своими наблюдениями;
— напоминает об обязанности проповедовать об аде;
— обращает внимание студентов на две проблемы, связанные со смертью и небесами;
— побуждает студентов задуматься о богословии тела.

12.5. Живая вода

Одна из интересных тем в Писании – тема живой воды. Как это связано с жизнью и Духом? В этой лекции преподаватель:
— показывает связь творения, воды и Духа в Книге Бытие;
— обсуждает повествование из 17 главы Исхода, которое порождает метафору Божьего обеспечения;
— исследует изображения воды в Книгах Захарии, Иеремии, Исаии и Иезекииля;
— находит места в Евангелии от Иоанна и Книге Откровения, в которых говорится о реках, об источниках и о живой воде.