Рады поделиться с вами замечательной новостью: в издательстве «Библия для всех» при участии нашей семинарии и Евро-Азиатской Аккредитационной семинарии была издана книга Джона Файнберга «Нет Ему подобного» на русском языке.
Заказать книгу вы можете на сайте издательства «Библия для всех»:
https://www.bible.org.ru/catalog/knigi/o-boge/net-emu-podobnogo/
Нет Ему подобного. [No One Like Him] Джон С. Файнберг. СПб.: Изд-во «Библия для всех», ЕвроАзиатская Аккредитационная Ассоциация, Видеосеминария Святой Троицы tvseminary, 2021, 1062 с. ISBN 978-5-7454-1670-5 (пер.)
Монография «Нет Ему подобного» – достойное исследование, представляющее чрезвычайный интерес для русскоязычных богословов, преподавателей, служителей церквей и всех желающих углубить свои познания в мире евангельского богословия. Этот фундаментальный труд, можно сказать, magnum opus – плод более двух десятков лет работы Джона Файнберга, ученого и богослова с мировой известностью, на протяжении долгого времени возглавлявшего Кафедру библейского и систематического богословия в Евангельской богословской семинарии Тринити (Чикаго, США).
Труды доктора Джона Файнберга, чье наследие, по мнению Г. Брауна, «сравнимо по объему и ясности мысли с поздними работами Карла Барта» (xvii), оказали огромное влияние на развитие христианской мысли XX-XXI веков в области доктрины о Боге с позиций современного евангельского богословия. Несомненно, эта книга займет достойное место в личных собраниях книг и в библиотеках учебных заведений.
Джон Файнберг защитил докторскую диссертацию в области философии в знаменитом Чикагском университете. В этом, фактически светском, учебном заведении совсем не жаловали сторонников богодухновенности и безошибочности Библии. Вот почему автор представляет в своей книге учение о Боге не просто как богослов, но и как глубоко мыслящий философ и апологет христианства.
За двадцать веков существования христианства были написаны тысячи книг по богословию. Зачем нужен был еще один фолиант? Дело в том, что в XX веке возникли и
сформировались новые богословские учения, которые основательно критиковали классическую модель богословия, существовавшую вот уже много веков. Это была яркая, современная критика, которая отвечала на тенденции и требования быстро меняющегося мира. Евангельское богословие терпело урон, не имея современных ответов на сложные вопросы и новые вызовы.
Вот как Джон Файнберг объясняет, почему он решился взяться за этот огромный труд: «Наверное, с моей стороны было неразумно думать, будто я могу написать книгу, посвященную учению о Боге. И все-таки, словно мотылек к пламени, я снова и снова возвращался к этой мысли. В том или ином виде данная тема занимала главное место в большей части моих публикаций и зрелых размышлений» (c.xxv).
В результате Джон Файнберг решил пересмотреть и заново утвердить евангельское богословие, не уходя от обстоятельных и аргументированных ответов на важные и сложные вызовы, которые выдвигаются сторонниками открытого богословия, богословия процесса и других неортодоксальных подходов к теизму. Он поднимает сложные и неудобные темы, на которые обычные учебники систематического богословия ответов не дают.
Далее Джон Файнберг пишет: «Поначалу я хотел изложить учение о Боге довольно стандартно. Но, чем дольше я читал и размышлял о том, что происходит с Его образом в современном богословии, тем очевиднее становилось, что от меня требуется нечто другое. Я затрону большинство обычных тем, связанных с учением о Боге, но общий ход рассуждений будет выстроен с учетом проблем, актуальных для нашего времени. По сути, вопрос, стоящий перед евангельским богословом, заключается в следующем: “Как быть с классическими представлениями о Боге, дошедшими до нас через многовековую историю церкви?” Богословы процесса и открытости Бога убеждают нас отказаться от такого Бога и заменить Его «более отзывчивым» богом, которого предлагают они. На мой взгляд, их претензии к традиционной теологии действительно дают пищу для размышлений, но я не считаю, что предложенные ими боги решат проблему или что в их позиции более верно отражается библейское откровение о Боге. Как мне кажется, нужно не отбрасывать традиционные представления, а разобраться в их существе и воспроизвести их с некоторыми уточнениями. Результат такого подхода вы и найдете на страницах моей книги» (c.xxv).
Для этого Джону Файнбергу пришлось собрать, проработать и богословски рассмотреть обширнейший материал, который «искусно соединяет библейскую экзегезу, историческое богословие и философию», как отмечает Гарольд Нетланд. «В своем всестороннем исследовании Джон Файнберг умело использует как библейские, так и философские ресурсы для анализа главных проблем», – дополняет Миллард Эриксон. Можно с уверенностью сказать, что монография послужит читателю и церкви в качестве ценного исторического и систематического справочника наиболее значимых трудов сторонников и оппонентов в области учения о Боге.
Со свойственной ему ясностью изложения и приверженностью истинности библейского текста, Файнберг, как отмечает К. Ванхузер, придает «одинаковую важность как Божьему всевластию, так и Божьей заботе . . . уделяет должное внимание и Божьему детерминизму, и Божьей вовлеченности в земные дела. Книга “Нет Ему подобного” отвечает на самые трудные интеллектуальные вопросы, с которыми сталкивается современное евангельское богословие» (iv).
Богословам, церковным служителям и вдумчивым христианам в наше время бывает очень нелегко разобраться в огромном объеме христианской литературы, проповедей и других материалов. Возникает необходимость в помощи эксперта, достойного доверия. И автор этой книги может стать для вас одним из лучших экспертов в богословии. Дж. Пэкер считает, что «автор подводит итог выдающимся философским трудам последних пятидесяти лет, выкорчевывая с богословской нивы путаницу и неразбериху». Он говорит: «Перед вами – новое эпохальное изложение учения о Боге, которое могло бы выйти из-под пера Бавинка, если бы он написал свою блестящую “Реформаторскую догматику” на сто лет позже» (iv).
Важно отметить, что автор приводит в этом исследовании весомые аргументы в пользу креационизма, в том числе в и пользу буквального понимания сотворения мира за шесть астрономических дней.
Значительный раздел книги посвящен различным концепциям времени и вечности. Существует ли Бог во времени или вне времени? Будет ли время в вечности? Трудно найти подобное глубокое философское христианское исследование по этому вопросу.
Джон Файнберг предлагает также и решение проблемы зла, используя материалы своей докторской диссертации, написанной с учетом аргументации современных оппонентов.
Обстоятельно описывая качества Бога, знакомя читателя и с различными точками зрения, Джон Файнберг мастерски пользуется своим богатым, красочным языком.
Высококлассный перевод, сделанный Дмитрием Розетом, замечательно передает красоту и богатство оригинала, бережно обогащая текст интонациями и образами из русского языка.
В присущей ему манере Джон Файнберг не обрушивает на читателя свои аргументы, а обстоятельно и уважительно знакомит его с разными взглядами, аргументами и контраргументами. И уже после этого предлагает читателю свою линию аргументации. Автору важно, чтобы читатель сам выработал свою позицию и мог ее аргументировать.
Вы можете в чем-то соглашаться и в чем-то не соглашаться с позицией автора. Тем не менее, вдумчивое изучение книги «Нет Ему подобного», несомненно, обогатит ваше понимание комплекса современного евангельского богословия во всех его взаимосвязях, расширит ваши представления о Боге и о мире, откроет еще незнакомые вам области знания в богословии и побудит вас задуматься о том, что раньше не попадало в поле вашего зрения. Умножая познания о Боге, мы умножаем не скорбь, а радость!