История христианства в лицах: Античность

HS511 История христианства в лицах: Античность

Описание курса:

Курс магистерской программы ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ЛИЦАХ: АНТИЧНОСТЬ познакомит студентов с основными героями истории христианства с момента появления этого движения до конца Античного периода (до начала VII века). Акцент будет сделан на осмыслении исторических событий, в которых проявилось развитие ортодоксального учения; истории взаимоотношений церкви, государства и общества; формировании церковной жизни, миссионерского служения и христианской культуры. Главной особенностью курса является биографический подход, придающий живость и эмоциональную окраску историческому повествованию.

Данный курс предназначен для ознакомления студентов с основными персонажами, через которых формировалась история христианства в период I — VI века. Через биографии выдающихся христианских деятелей студенты узнают реальную историю первоапостольских общин (I в.), доникейского периода христианства (I – III вв.), а также патристического периода, во время которого проходило становление христианских доктрин и исторических форм богослужения (IV – VI вв.). Курс призван познакомить студентов с развитием богословия этого периода, миссии и культуры. Также курс поможет студентам выработать навыки исторического исследования.

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные (познавательные) цели

  1. Сформировать у студентов понятие о Церкви как созданным Богом сообществом христиан, объединенных общей верой в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя.
  2. Познакомить студентов с основными героями и событиями истории христианства Античного периода I – VI веков, начиная с жизни и служения Иисуса Христа и апостолов, и заканчивая периодом правления императора Юстиниана I (483 – 565) и папы Григория I (ок 540-604).

Эмотивные  цели (подход)

  1. Уметь работать с историческим материалом, анализировать информацию (нарративную, статистическую) по истории христианства, определять ее объективность. 
  2. Сформировать навык анализа понятий и концепций, встречающихся в историческом богословии периода первых Вселенских Соборов IV — V веков.

Психомоторные цели (навыки)

  1. Понять цель, задачи и особенности истории как дисциплины, имеющей практическое и наставительное значение.
  2. Сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с источниками и литературой по истории христианства. 
  3. Развить навыки написания историко-исследовательских работ.
  4. Уметь сформулировать и обосновать собственное мнение в области исторического богословия.

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Основание христианства

В первом разделе доктор Санников С. В.:

  • расскажет о границах и особенностях Античного периода истории христианства;
  • покажет, чем исторический Иисус отличается от Иисуса веры и евангельского повествования;
  • объяснить, каким образом возникла новая система летоисчисления от воплощения Иисуса Христа;
  • перечислит ключевые отличия христианства от других религий.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • посмотреть на Иисуса Христа с исторической точки зрения;
  • выработать свое отношение к попыткам современных ученых с помощью обычных методов исторической науки воссоздать образ Иисуса Христа;
  • объяснить, почему то, что произошло с учениками Иисуса Христа после Его воскресения, не укладывается в обычные психологические схемы

1.1. Введение

1.2. Исторический Иисус. Основание христианства

Большинство ученых сегодня считают, что Иисус Христос был просто выдающейся личностью и великим учителем нравственности. Они заняты поисками так называемого «исторического Иисуса». А кого они, собственно говоря, ищут? В лекции «Исторический Иисус. Основание христианства» С.В. Санников раскрывает три значения выражения «исторический Иисус» и рассказывает нам о жизни Иисуса Христа.

РАЗДЕЛ 2. Светочи христианства

В этом разделе курса доктор Санников:

  • перечислит характерные черты Иерусалимской общины;
  • расскажет о жизни и мученической смерти Иакова Праведного;
  • покажет особенности исторического пути человека трех цивилизаций – апостола Павла;
  • назовет поводы и причины гонений на христиан I-III веков.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • объяснить, почему Иаков, брат Иисуса Христа, был прозван Праведным;
  • рассказать, каким образом осуществлялось миссионерское служение в ранней церкви;
  • назвать одну из самых ярких характерных особенностей христианства первых веков;
  • показать, в чем официально обвиняли христиан в Римской империи, и как им удавалось преодолеть тяжелейшие гонения.

2.1. Иаков Праведный. Иерусалимское христианство

Первые шаги христианство делает в виде иерусалимской общины под руководством Иакова, который начал свое служение примерно с 34 года н.э. Кто такой Иаков и что собой представляет иерусалимская община 30-50 годов? В лекции «Иаков Праведный. Иерусалимское христианство» С.В. Санников отвечает на этот вопрос.

2.2. Шауль из Тарса. История миссии

Особое место в распространении христианства принадлежит Савлу, ставшему Апостолом Павлом. Его главная заслуга заключается в том, что христианство отделилось от иудаизма и было «пересажено» в мир греко-римской культуры. В лекции «Шауль из Тарса. История миссии» С.В. Санников рассказывает о жизни и миссионерской деятельност

2.3. Перпетуя и друзья. Смерть на арене

Гонения – это одна из самых ярких черт доконстантиновского христианства. Первые три века христиане находились на нелегальном положении и под постоянной угрозой наказаний, ссылок или физических мучений и смерти. В лекции «Перпетуя и друзья. Смерть на арене» преподаватель раскрывает отличительные особенности трех периодов гонений, обращает внимание на разницу между причинами гонений и поводами для гонений, рассказывает о мученической смерти Перпетуи и ее друзей и отвечает на вопрос: «Как христиане смогли выжить?»

РАЗДЕЛ 3. Церковное домостроительство

В этом разделе курса доктор Санников:

  • расскажет о том, как многообразие церковного опыта ранней церкви стало закрепляться в определенные формы;
  • перечислит этапы формирования трехступенчатой церковной иерархии: дьякон, пресвитер, епископ;
  • покажет, какую роль внесли Игнатий Антиохийский и Ириней Лионский в формирование внутри церковной жизни античного христианства;
  • назовет причины серьезного отношения ранней церкви к водному крещению.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • рассказать, каким образом в раннем христианстве происходил переход от коллегиального управления к монархическому епископату;
  • дать свою оценку идее апостольской преемственности, которую отстаивал Ириней Лионский;
  • объяснить с исторической точки зрения, почему христиане особенно отмечают воскресение, а не субботу;
  • показать, по какой причине христианство стало единственной религиозной системой, которая связывала нравственность с богопоклонением.

3.1. Игнатий Антиохийский. Церковное домостроительство

Игнатий Антиохийский, первый влиятельный христианский писатель, воспитанный на греческом мировоззрении, стал богословским прародителем епископальной формы церковного управления. В лекции «Игнатий Антиохийский. Церковное домостроительство» С.В. Санников цитирует фрагменты из трудов Игнатия Богоносца и рассказывает о его мученической смерти.

3.2. Ириней Лионский. Преемственность служения

Как правильно строить церковную жизнь? Какой инструмент использовать, чтобы отделить Истину от заблуждения? В лекции «Ириней Лионский. Преемственность служения» преподаватель отвечает на эти вопросы, читает фрагмент из сочинения «Против ересей» Иринея Лионского и рассказывает об основных свещеннодействиях в ранней церкви.

3.3. Этерия Аквитанская. Крещение

Как выстраивалась внутрицерковная жизнь античного христианства? В лекции «Этерия Аквитанская. Крещение» С.В. Санников рассказывает о праздниках и рассматривает вопрос о церковной дисциплине.

РАЗДЕЛ 4. Формирование христианской письменности

В этом разделе курса доктор Санников:

  • назовет причины, по которым христиане не сразу стали развивать свою письменность;
  • расскажет об особенностях авторства (авторских прав) в I – II века;
  • перечислит этапы, по которым шла и развивалась христианская письменность в античный период;
  • покажет, какую роль сыграли апокрифические евангелия, послания и апокалипсисы в жизни ранней церкви.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • рассказать, каким образом возникает и развивается христианская письменность в ранней церкви;
  • перечислить цели написания христианских апокрифических произведений;
  • объяснить, что такое логии или аграфы;
  • дать свою оценку идее неканоническим, гностическим и частичным евангелиям, написанным в античный период истории церкви.

4.1. Евангелист Лука. Книги и книжники

Как развивалась христианская письменность эпохи евангелиста Луки? Почему христианская письменность появилась только в 50-е годы? В лекции «Евангелист Лука. Книги и книжники» С.В. Санников отвечает на эти вопросы, а также рассказывает о Луке, спутнике и помощнике Апостола Павла во время второго миссионерского путешествия. Интересно будет узнать и о развитии апокрифического литературного творчества, а также познакомиться с фрагментами из некоторых книг.

РАЗДЕЛ 5. Формирование христианского учения и культуры

В этом разделе курса доктор Санников:

  • назовет причины и последствия возникновения христианской апологетики;
  • расскажет о жизненном пути таких христианских апологетов как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген;
  • перечислит причины систематизации и развития богословского знания в Церкви III века;
  • покажет, что, по сути, начало христианской культуры построено на отрицании.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • объяснить, почему решение защищаться было переломным решением в истории Церкви II века;
  • верно истолковать известное выражение Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»;
  • рассказать, почему христиане ранней церкви активно выступали против языческих зрелищ;
  • дать свою оценку оригинальному способу толкования, выработанному Оригеном.

5.1. Иустин и Тертуллиан. Разум в защиту веры

Проявление вражды к христианству со стороны язычества, а также разногласия в самом христианстве породили в начале II века новый литературный жанр. Чтобы защитить доброе имя своей религии, христиане обращались к императорам и государственным чиновникам в сочинениях, получивших названия апологий. В лекции «Иустин и Тертуллиан. Разум в защиту веры» преподаватель знакомит нас с апологиями Иустина Философа, рассказывает о литературном творчестве Тертуллиана и кратко описывает ересь монтанизма.

5.2. Климент Александрийский и Ориген. Формирование учения

Основной чертой христианского богословия III века стали систематизация и развитие специального богословского знания. Кроме того, мощным стимулом развития богословия стала полемика, столкновение взглядов различных христианских групп. В лекции «Климент Александрийский и Ориген. Формирование учения» С.В. Санников рассказывает об учителях ранней церкви и о развитии основ этики и христианской нравственности.

5.3. Татиан Ассириец (112 – 175). Истребляйте памятники нечестия

Вся языческая культура была подчинена идолопоклонству, и христиане имели бескопромиссную установку на отрицание такой культуры. Особенно ярко это проявилось в творчестве апологетов и христианских богословов. Какие два аспекта подчеркиваются в критике языческого искусства? Как развивалась христианская культура первых трех веков? На каких принципах формировалась новая культура? В лекции «Татиан Ассириец. Истребляйте памятники нечестия» преподаватель отвечает на эти вопросы и рассказывает об ученике Иустина Философа.

РАЗДЕЛ 6. Через императора к народу

В этом разделе курса доктор Санников:

  • расскажет о том, как христианство из гонимого меньшинства стало господствующим большинством в Римской Империи;
  • перечислит причины обращения в христианства императора Константина;
  • познакомит студентов с термином пассионарность;
  • покажет, каким образом происходила христианизация государств и народов в IV-VI веках.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • показать решение императора Константина, которое заложило основание для будущего раскола Римской империи на Западную и Восточную часть;
  • назвать последнего императора Западной части Римской империи, которого низложил один из предводителей варваров Одоакр;
  • объяснить причины падения Римской империи в 23 августа 467 году;
  • перечислить плюсы и минусы христианизации народов в IV-VI веках.

6.1. Император Константин Святой грешник

Император Константин оказал огромное влияние на историю церкви и историю всей цивилизации, введя качественно новые отношения. В чем заключался гений Константина? Каковы были причины его обращения в христианство? В лекции «Император Константин. Святой грешник» С.В. Санников рассказывает много интересных историй, связанных с жизнью и деятельностью Константина, а также описывает историческую обстановку после падения Рима.

6.2. Ремигий Реймсский. Христианизация империи

После Константина изменение в статусе христиан, благодаря внутренней миссии церкви, создало совершенно новые условия для бурного роста. Как оценить этот впечатляющий успех? Каким образом происходило приобщение к церкви в IV веке? В лекции «Ремигий Реймсский. Христианизация империи» преподаватель рассказывает об активном распространении христианства, рассматривает плюсы и минусы христианизации, обращает внимание на изменения в направленности миссионерской проповеди и приводит Ремигия Реймсского в качестве примера новой парадигмы.

РАЗДЕЛ 7. Церковь и государство

В этом разделе курса доктор Санников:

  • расскажет о том, как и по каким причинам в IV веке меняется понимание сути Церкви;
  • объяснит, почему победу над язычеством христианство восприняло как свой триумф;
  • познакомит студентов с терминами «папацезаризм» и «цезарепапизм»;
  • покажет, каким образом в христианство начинает проникать язычество в форме ритуализма и реликвий.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • объяснить, почему одолев язычество, христианство оказалось «побежденным победителем»;
  • пояснить, что такое «Византийская симфония»;
  • выработать свою точку зрения на практику монашества как ухода из мира;
  • показать, какой вклад внесло монашество в развитие и распространение христианства.

7.1. Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Церковь и государство

В лекции «Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Церковь и государство» С.В. Санников рассказывает нам о том, как христианство преображало общество, боролось с языческим мышлением и выстраивало отношения с государством на Западе и на Востоке.

7.2. Императрица Елена. Побежденный победитель

Языческое мышление отравило христианский образ жизни и поведение. Внешней форме начали отдавать все большее предпочтение, и внешнее стало преобладать над внутренним. Как же формировалась церковная традиция, связавшая античную культуру с христианством? В лекции «Императрица Елена. Побежденный победитель» преподаватель С.В. Санников отвечает на этот вопрос и рассказывает о последствиях паломничества императрицы Елены в Иерусалим.

7.3. Антоний Великий. Бегство или борьба

В начале IV века возникает монашеское движение, которое приобретает разные формы. Некоторые увидели в монашестве геройский подвиг, другие – постыдное дезертирство. В лекции «Антоний Великий. Бегство или борьба» преподаватель рассказывает об основателе христианского монашества Антонии Египетском, а также раскрывает особенности восточного монашества.

РАЗДЕЛ 8. Вселенские Соборы

В этом разделе курса доктор Санников:

  • расскажет о том, как начинались богословские споры, которые не закончились до сего дня;
  • охарактеризует период четырех Вселенских Соборов IV-V веков;
  • подробно познакомит студентов с тем, как проходил I Вселенский Собор (325 г.) и какие решения были на нем приняты;
  • объяснит, в каких аспектах Восточное богословие продвинется дальше Западного в вопросе понимания природы Бога.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • объяснить, почему именно в IV веке начинается эпоха «Вселенских споров»;
  • дать определение греческим терминам «омоусиос» и «перехоресис»;
  • показать, каким образом Афанасий связал единосущность Отца и Сына со спасением человека;
  • пояснить, почему Халкидонский собор (451 года) называют «вершиной христологии».

8.1. Арий и Афанасий. Вселенские соборы

Как развивалась богословская мысль патристического периода? Что стало поводом для богословствования и споров? Какой конфликт возник между Арием и его епископом Александром? С какой целью созывались Вселенские соборы? В лекции «Арий и Афанасий. Вселенские споры» преподаватель отвечает на эти вопросы, а также рассказывает об основных проводниках ортодоксии.

РАЗДЕЛ 9: «Твоё. От Тебя. Тебе»

В этом разделе курса доктор Санников:

  • расскажет о том, какие факторы повлияли на процесс формирования канона Священного Писания;
  • перечислит критерии, по которым принимался новозаветный канон ранними христианскими общинами;
  • объяснит, почему IV-V века в христианской истории называют золотым веком богословской мысли;
  • представит императора Юстиниана I (483 – 565) как величайшего строителя и культуролога.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать, наибольшее достижение эпохи Античного христианства;
  • рассказать, как переворот в древнем книгоиздательстве повлиял на ранее христианство;
  • объяснить, почему термины «Отцы Церкви» и «ересиархи» надо применять как исторические, а не как оценочные;
  • показать особенности и отличия Александрийской, Антиохийской и Карфагенской богословской школы.

9.1. Евсевий Кесарийский. Библейский канон

Что такое «библейский канон»? На какие три категории разделил всю литературу Евсевий? Какие факторы подтолкнули к канонизации и помогли четко определить канон Нового Завета? В лекции «Евсевий Кесарийский. Библейский канон» С.В. Санников отвечает на эти вопросы и рассказывает о вкладе Евсевия в канонизацию.

9.2. Августин из Гиппона. Золотой век богословской мысли

Святой Августин считается самым знаменитым отцом Западной церкви. Он ввел в богословие и практику церковной жизни новую средневековую парадигму мышления. В лекции «Августин из Гиппона. Золотой век богословской мысли» преподаватель рассказывает о богословских школах и литературной полемике Августина против пелагианства.

9.3. Юстиниан Великий. Святая София

Воцарившееся христианство получило все наследие Римской империи. Часть была уничтожена, часть переосмыслена в христианском понимании, а часть воспринята почти без изменений. В лекции «Юстиниан Великий. Святая София» С.В. Санников рассказывает о развитии христианской культуры и о строительстве храма Святой Софии во время правления Юстиниана Великого.