История христианства в лицах: Реформация

HS513 История христианства в лицах: Реформация

Описание курса

Курс магистерской программы “ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ЛИЦАХ: РЕФОРМАЦИЯ познакомит студентов с основными событиями истории христианства от начала Реформации в 1517 году до церковных реформ Петра I и освоения миссионерами Нового света в XVIII столетии. Период Реформации представлен как важный этап в развитии не только Протестантских церквей, но и европейской культуры, искусства, педагогики и права. Особенность курса в том, что рассматривается не только Магистерская реформация, но и Радикальная реформация, реформы Католической и Православной церкви XVI – XVIII веков, а также показано положительное влияние Реформации на все стороны европейского общества.
.

Реформация оказала огромное влияние на все стороны жизни европейского общества эпохи позднего Средневековья — раннего Нового времени. Она способствовала обновлению духовной жизни, в том числе и внутри Католической церкви, стимулировала развитие новых социальных отношений. Данный курс призван содействовать формированию необходимых умений и навыков работы с литературой и историческими источниками, способствовать развитию аналитического подхода в изучении религиозной истории. Курс призван сформировать у студентов историческое мышление и познакомить с понятиями и догматическими учениями, сложившимися в период Реформации. Также курс поможет студентам выработать навыки исторического исследования.

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные цели (знать):

  1. Познакомить студентов с основными этапами и событиями истории с момента начала Реформации в 1517 году до церковных реформ Петра I и освоения миссионерами Нового света в XVIII столетии. 
  2. Сформировать у студентов целостное представление об истории Реформации как закономерном и необходимом периоде Всемирной истории.

Эмотивные  цели (уметь):

  1. Охарактеризовать наиболее яркие личности эпохи Реформации, показать их роль в истории христианства и всего мира.
  2. Осветить религиозное, экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Европы и мира в эпоху Реформации
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь человечества в период Реформации, уделив при этом особое внимание истории Протестантской церкви.
  4. Уметь работать с исторической литературой, расширять объем фактических и теоретических знаний, делать выводы и обобщения.

Психомоторные цели (владеть):

  1. Студенту необходимо владеть навыками поиска учебной и научной исторической литературы, основами компьютерных технологий.
  2. Сформировать навык анализа понятий и концепций, встречающихся в богословии периода Реформации XVI — XVIII вв.
  3. Развить навыки написания историко-исследовательских работ.

 

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1: Предпосылки Реформации

В первом разделе курса Сергей Викторович Санников:

  • познакомит студентов с содержанием курса;
  • укажет на предпосылки для реформационной деятельности и подчеркнет роль Бога;
  • расскажет об одном из первых известных гуманистов Франческо Петрарке и прочитает фрагмент из его поэмы «Триумф смерти»;
  • обсудит необходимость и ценность Реформации.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать два ключевых термина, которые характеризуют период Реформации;
  • рассказать о деятельности Леонардо да Винчи и показать его универсальность;
  • охарактеризовать политическую ситуации в мире в пред реформационный период;
  • подчеркнуть достоинства кардинала Ришелье, выступавшего против папы римского и поддержавшего протестантов.

1.1. Общий обзор

С точки зрения религиозного историка, Бог предоставил человечеству свободу двигаться в новом для себя направлении. Какие возможности открыла Реформация? В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— обращает внимание на два ключевых слова, которые характеризуют период Реформации;
— указывает на предпосылки для реформационной деятельности и подчеркивает роль Бога;
— описывает картину Питера Брейгеля и напоминает о контрастах Средневековья;
— рассказывает об общем настроении в обществе и идее возвращения к раннему христианству.

1.2. Социальные и экономические причины

Почему гуманизм обратил свой взор к греко-римскому наследию? Как изобретение книгопечатания перевернуло весь мир? Кто внес значительный вклад в познание мира? В этом фрагменте лекции преподаватель:
— напоминает о разрушении римской культуры во время нашествия варваров на Европу и великого переселения народов;
— рассказывает об одном из первых известных гуманистов Франческо Петрарке и читает фрагмент из его поэмы «Триумф смерти»;
— обращает внимание на главный вид деятельности Леонардо да Винчи и подчеркивает его универсальность;
— продолжает обзор периода Реформации и говорит о достижениях в науке и географических открытиях.

1.3. Политические причины

Под влиянием великих географических открытий изменилась экономическая ситуация в Европе. Это также стало важной предтечей реформационных процессов и роста недовольства церковью. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает интересную историю о вожде инков, который попал в плен;
— обращает внимание на инфляцию в Европе и напоминает о романе Сервантеса «Дон Кихот»;
— говорит об изменениях в политической ситуации в мире и формировании абсолютной монархии во Франции;
— подчеркивает достоинства кардинала Ришелье, выступавшего против папы римского, и показывает его тройной портрет;
— рассуждает о необходимости Реформации.

РАЗДЕЛ 2: Магистерская Реформация в Германии

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • объяснит, почему Реформация должна была начаться в церкви, и выделит главную проблему реформаторов;
  • уделит особое внимание перевороту, который происходит в сознании М. Лютера;
  • расскажет о богословских взглядах М. Лютера;
  • скажет несколько слов о том, что происходило в лютеранстве после смерти М. Лютера.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • — дать определение Магистерской и Радикальной Реформации;
  • — назвать официальную дату начала Реформации;
  • — рассказать об отношении М. Лютера к радикальному крылу Реформации и крестьянскому движению;
  • — дать общую характеристику деятельности М. Лютера и подчеркнуть его достижения.

2.1: Мартин Лютер

Реформацию обычно связывают с Мартином Лютером – уникальной личностью, которая оказала серьезное влияние на историю христианства. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— напоминает о центральном месте церкви в жизни людей в Средневековье;
— объясняет, почему Реформация должна была начаться в церкви, и выделяет главную проблему реформаторов;
— обращает внимание на образованность реформаторов;
— дает определение магистерской и радикальной Реформации;
— кратко знакомит нас с жизнью Мартина Лютера.

2.2: Индульгенции

Что побудило Мартина Лютера подготовить тезисы для диспута по поводу богословия индульгенций? Как ему удалось избежать ареста и осуждения? В этом фрагменте лекции преподаватель:
— рассказывает о папе римском Льве X, который любил зрелища и празднества;
— объясняет причины распространения индульгенций;
— знакомит нас с главным инструментом обучения во времена Мартина Лютера;
— называет официальную дату начала Реформации;
— уделяет особое внимание перевороту, который происходит в сознании Лютера.

2.3: Богословие Лютера

Начиная с 1522 года, позиция Лютера становится все более жесткой и реформационной. К сожалению, Лютер известен не только положительными изменениями, но и своими ошибками. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— говорит об отношении Лютера к радикальному крылу Реформации и крестьянскому движению;
— дает общую характеристику деятельности Лютера и подчеркивает его достижения;
— уделяет особое внимание реформированию богословия;
— говорит несколько слов о том, что происходило в лютеранстве после смерти Лютера.

РАЗДЕЛ 3: Магистерская Реформация в Швейцарии

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • расскажет о гуманистических и реформационных идеях У. Цвингли и сравнивает их с идеями М. Лютера;
  • опишет, как строилось христианское государство в Женеве под руководством Ж. Кальвина;
  • представит взгляды одного из ярких представителей школы иезуитов, который выступил против взглядов Ж. Кальвина;
  • ответит на вопросы студентов.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать о диспуте У. Цвингли и М. Лютера и представить их взгляды на евхаристию;
  • показать, какой вклад внес Ж. Кальвин в систематизацию реформатского богословия;
  • сравнить поведение и богословие М. Лютера и Ж. Кальвина;
  • описать спор между последователями Ж. Кальвина и Я. Арминия.

3.1: Ульрих Цвингли

Еще одним важным героем Реформации был Ульрих Цвингли, высокообразованный католический священник, увлеченный идеями гуманизма. Здесь преподаватель:
— объясняет, почему Швейцария стала одним из самых серьезных центров Реформации;
— говорит о гуманистических и реформационных идеях Ульриха Цвингли;
— интересно рассказывает о начале Реформации с «колбасной вечери»;
— показывает гравюры того времени и статую Цвингли, военного капеллана с Библией и мечом.

3.2: Лютер и Цвингли

После гибели Цвингли Реформацию в Цюрихе продолжил и возглавил Генрих Буллингер, но он не мог удержать Реформацию в рамках, заданных его учителем. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— возвращается к богословским взглядам Цвингли и сравнивает их с идеями Лютера;
— обращает внимание на влияние Августина на умы передовых людей той эпохи;
— рассуждает о герменевтике Цвингли, который отличался от анабаптистского подхода к чтению Библии;
— рассказывает о диспуте Цвингли и Лютера и разбирает их взгляды на евхаристию.

3.3: Жан Кальвин

Лидером Реформации в франкоговорящих кантонах Швейцарии был Жан Кальвин. Здесь преподаватель:
— показывает красивое изображение герба Женевы;
— кратко знакомит нас с биографией Кальвина, уделяя особое внимание ее религиозной составляющей;
— рассказывает о том, как Кальвин вынужден был стать реформатором;
— говорит об идее строительства библейского государства в Женеве.

3.4: Мигель Сервет

Кальвин и его последователи были убеждены, что, когда речь идет о славе Божией, дозволительны любые методы. Однако попытка строительства христианского государства в Женеве привела к моральному тупику. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает об известной личности и враче, который придерживался нестандартных взглядов на богословие;
— обращает внимание на то, что при Жане Кальвине жестоко наказывались нравственные преступления и несогласие с его богословием;
— подчеркивает вклад Кальвина в систематизацию богословия;
— сравнивает поведение и богословие Лютера и Кальвина.

3.5: Богословие Кальвина

Жан Кальвин известен не только как строитель Женевской республики, но и как великолепный богослов и непревзойденный комментатор Библии. Здесь преподаватель:
— говорит о взглядах Кальвина на суверенность Бога;
— разъясняет антропологию Кальвина и его представление о греховности человека;
— затрагивает вопрос о спасении и избрании;
— рассуждает о споре между последователями Жана Кальвина и Якоба Арминия.

3.6: Якоб Арминий и его богословие

Чтобы понять взгляды Арминия и Кальвина, полезно рассмотреть пять пунктов ремонстрации. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— излагает на современном языке пять пунктов из первоисточника;
— отмечает искажения, которые появились в богословской литературе;
— обращает внимание на пункты, по которым взгляды Арминия и Кальвина расходятся;
— подчеркивает отличие между пелагианством и арминианством.

3.7: Луис Молина

Классическому кальвинизму противостояло не только арминианство, но и богословие испанских иезуитов. Здесь преподаватель:
— говорит об одном из ярких представителей школы иезуитов, который выступил против взглядов Кальвина;
— рассказывает о второй волне схоластики;
— обращает внимание на влияние теологии Фомы Аквинского на Луиса Молину;
— знакомит нас с тремя видами божественного знания о будущем и приводит библейские примеры.

3.8: Реформация в вопросах и ответах

Может ли изучение Священного Писания стать отправной точкой для преодоления застоя в современной церкви? Почему Реформация началась именно в XVI веке? При каких обстоятельствах сформировался гиперкальвинизм? Были ли счастливы жены реформаторов? В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников отвечает на вопросы студентов.

РАЗДЕЛ 4: Реформация на Британских островах, во Франции, Нидерландах и Венгрии

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • познакомит с жизнью короля Генриха VIII, который объявил себя верховной главой Английской церкви;
  • обратит внимание на преобразования внутри Англиканской церкви под руководством Томаса Кранмера;
  • даст оценку политике Елизаветы I и познакомит с пуританским движением Англии;
  • объяснит, почему Реформация во Франции протекала сложно и болезненно.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • рассказать о кровавом следе в истории Англии, который оставила после себя королева-католичка Мария Тюдор;
  • перечислить причины религиозных войн между гугенотами и католиками во Франции;
  • кратко рассказать о принце Вильгельме Оранском, который возглавил борьбу протестантов с католиками в Нидерландах;
  • перечислить особенности Реформационного движения в Шотландии и Венгрии.

4.1: Король Генрих XVIII

Король Генрих VIII – это главный герой Реформации в Англии. К сожалению, на Британских островах не нашлось другого сильного и харизматичного лидера. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— говорит о социально-политических условиях для Реформации;
— рассказывает о новом переводе Библии на английский язык и гуманисте Уильяме Тиндейле;
— знакомит нас с жизнью короля Генриха VIII, который объявил себя верховной главой английской церкви;
— обращает внимание на то, как личная жизнь короля была связана с Реформацией.

4.2: Англия. Шотландия. Ирландия

Несмотря на неустойчивость взглядов короля Генриха VIII, протестантизм пустил корни на английской земле. А что произошло после его смерти? Здесь преподаватель:
— рассказывает о правлении сына и двух дочерей короля;
— обращает внимание на преобразования внутри церкви под руководством Томаса Кранмера;
— говорит о кровавом следе в истории Англии, который оставила после себя королева-католичка Мария Тюдор;
— дает оценку политике Елизаветы I и знакомит нас с пуританским движением;
— объясняет радикальный характер Реформации в Шотландии и противление Реформации в Ирландии.

4.3: Реформация во Франции

Реформация во Франции – это очень интересная и сложная глава в истории Реформации. На первый план выходят как политические и экономические, так и серьезные нравственные проблемы. Здесь преподаватель:
— объясняет, почему Реформация во Франции протекала сложно и болезненно;
— рассказывает о религиозных войнах между гугенотами и католиками;
— показывает картину «Гугенот в день Святого Варфоломея» и говорит о массовом убийстве гугенотов;
— кратко останавливается на правлении Генриха IV.

4.4: Реформация в Нидерландах и Венгрии

В Нидерландах Реформация была неразрывно связана с политическим восстанием против власти дома Габсбургов, а в Венгрии Реформация начинается с лютеранства. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— подчеркивает связь Реформации в Нидерландах с политикой и военными действиями;
— кратко рассказывает о принце Вильгельме Оранском, который возглавил борьбу протестантизма против католицизма;
— показывает портрет графа Эдмонта и отзывается о нем как о талантливом политике и администраторе;
— обращает внимание на развитие протестантизма в Венгрии.

РАЗДЕЛ 5. Радикальная Реформация

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • опишет отличительные черты радикальной Реформации;
  • расскажет о движении библейских анабаптистов-пацифистов и подчеркнет их отличие от мистиков;
  • познакомит студентов с руководителем анабаптистов Менно Симонсом и расскажет о гонениях на анабаптистов;
  • опишет жизнь в церковной общине библейских анабаптистов.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать о трех основных радикальных реформационных группах;
  • описать взгляды Мельхиора Гофмана, с которого началось движение анабаптистов;
  • сравнить отношение магистерских реформаторов и анабаптистов к святости;
  • рассмотреть анабаптистскую идею ученичества и ее связь с осознанным взрослым крещением.

5.1: Радикальная Реформация. Введение

Простые ремесленники и крестьяне тоже были подвержены идеям Реформации. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— называет имена людей, которые оставили след в истории;
— напоминает отличительные черты радикальной Реформации;
— рассказывает о трех радикальных реформационных группах;
— рассуждает о герменевтике библейского текста.

5.2: Томас Мюнцер

Мистические группы были немногочисленны и следовали за лидером, которого посещали видения и пророчества. Здесь преподаватель:
— знакомит нас с ранними радикалами: Томасом Мюнцером и пророками из Цвиккау;
— говорит о крестьянском восстании в Германии под предводительством Мюнцера, которое закончилось полным поражением;
— анализирует учение и взгляды Мюнцера.

5.3: Мельхиор Гофман. Ян Маттийс

Самую печальную известность радикальной Реформации принесла Мюнстерская трагедия. Ее главными участниками стали анабаптисты-хилиасты. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— затрагивает вопрос о крещении;
— знакомит нас с Мельхиором Гофманом, с которого началось движение анабаптистов;
— объясняет значение термина «хилиазм»;
— рассказывает о Яне Маттийсе, предсказавшем Второе Пришествие Христа в Мюнстере;
— говорит о движении библейских анабаптистов-пацифистов и подчеркивает их отличие от мистиков.

5.4: Менно Симонс

Анабаптизм дал жизнь многим современным свободным церквям, которые исторически связаны с анабаптистами-меннонитами. Меннониты сохранили свою традицию и взгляды до сих пор. Здесь преподаватель:
— рассказывает о гонениях на анабаптистов и приводит интересные примеры;
— знакомит нас с руководителем анабаптистов Менно Симонсом;
— рекомендует книгу для чтения.

5.5: Анабаптистские принципы

Говоря о жизни библейских анабаптистов, нельзя обойти молчанием их принципы. Что определяло их поведение? Как они пришли к таким взглядам? В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— рассматривает идею ученичества и ее связь с крещением;
— сравнивает отношение магистерских реформаторов и анабаптистов к святости;
— обращает внимание на важный образ церкви как братства;
— напоминает нам некоторые взгляды Лютера;
— интересно рассказывает о жизни в церковной общине.

РАЗДЕЛ 6: Вторая волна Реформации. Контрреформация

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • расскажет о религиозном движении баптистов, и о его первом представителе Джоне Смите;
  • познакомит студентов с графом Цинцендорфом, который оказал большое влияние на ревивализм во всем мире;
  • опишет, как проходили внутренние реформы в католицизме;
  • приведет интересные примеры, связанные с разными этапами Тридцатилетней войны.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать о пиетизме, который пробудил лютеранскую церковь;
  • перечислить основные цели и задачи ордена иезуитов;
  • описать последствия Тридцатилетней войны и результаты заключения Вестфальского мира;
  • представить решения Тридентского собора и дать им оценку.

6.1: Джон Смит

Первая волна Реформации привела к появлению новых церквей, но на протяжении столетия они становятся формальными. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о религиозном движении, известном как баптизм;
— знакомит нас со служителем англиканской церкви Джоном Смитом, который принял пуританские взгляды;
— говорит о преследованиях пуритан и их переселении в Амстердам;
— показывает гравюру XVII века и рассказывает о богослужениях баптистов.

6.2: Людвиг фон Цинцендорф

Во время второй волны Реформации возникает очень мощное движение, которое предполагало реформирование уже реформированных церквей. Здесь преподаватель:
— говорит о пиетизме, который пробудил лютеранскую церковь;
— знакомит нас с графом Цинцендорфом, который оказал большое влияние на ревивализм во всем мире;
— рассказывает об основании моравской церкви;
— обращает внимание на особое действие духа, которое меняло жизни людей.

6.3: Игнатий Лойола

Эффективным орудием против протестантской деятельности было создание ордена иезуитов, самого могущественного из всех католических орденов. Здесь преподаватель:
— говорит о внутренних реформах католицизма и упоминает Терезу Авильскую;
— знакомит нас с основателем «Общества Иисуса», испанцем Игнатием Лойолой;
— обращает наше внимание на основные задачи иезуитского ордена: образование и миссионерскую деятельность;
— объясняет причины изгнания иезуитов из разных стран и официального упразднения ордена в XVIII веке.

6.4: Тридцатилетняя война

Религиозный конфликт между католиками и протестантами неизбежно вел к военному столкновению. Во второй половине XVI века католичество значительно укрепило свои позиции и перешло к активному политическому наступлению на протестантизм. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о Пражской дефенестрации, которая стала поводом для войны;
— приводит интересные примеры, связанные с разными этапами Тридцатилетней войны;
— обращает внимание на результаты заключения Вестфальского мира.

6.5: Тридентский собор

Папа Павел III понимал необходимость реформ и ответил на вызов Реформации Тридентским собором. Этот собор считается одним из важнейших форумов Римско-католической церкви. Здесь преподаватель:
— обращает внимание на трудности, связанные с проведением собора;
— подчеркивает анти-протестантскую направленность собора;
— рассказывает о решениях собора и затрагивает некоторые богословские вопросы.

РАЗДЕЛ 7: Реформация на востоке

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • обратит внимание на особенности реформационных процессов на Руси XVII века;
  • приведет интересный пример из истории о переговорах Бориса Годунова с Вселенским патриархом Иеремией II;
  • напомнит о конфликте между стяжателями и нестяжателями;
  • объяснит суть реформ, которые проводились патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать о том, как было установлено Московское патриаршество;
  • назвать причины принятия унии некоторыми Православными церквями;
  • представить служение Максима Грека, который был известен своей ученостью и благочестием;
  • перечислить причины старообрядческого раскола.

7.1: Псевдореформация на востоке

После падения Константинополя и захвата Балканского полуострова турками Россия становится опорой православия. Теперь теория «Москва – третий Рим» рассматривается как политическая реальность. Здесь преподаватель:
— обращает внимание на особенности реформационных процессов на Руси;
— объясняет, почему существовали две митрополии;
— напоминает нам о деятельности митрополита Исидора и его отношении к Флорентийскому собору;
— описывает сложную ситуацию после собора.

7.2: От митрополита к патриаршеству

Идея о том, что Москва – единственная хранительница истинной веры, привела к определенным церковным действиям. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— знакомит нас с Григорием Болгарином и митрополитом Ионой;
— приводит интересный пример из истории о переговорах Бориса Годунова с Вселенским патриархом Иеремией II;
— рассказывает о первой реформе – появлении Московского патриарха.

7.3: От Константинополя – к Риму

Вторая серьезная реформа, которая произошла на Востоке, – это подчинение Киевской митрополии папе римскому. Этот акт означал изменение верховной власти, а не отказ от греческой формы и обрядности. Здесь преподаватель:
— интересно рассказывает о князе Василии Константине Острожском и его деятельности;
— знакомит нас с проповедником иезуитом Петром Скаргой;
— обращает наше внимание на причины принятия унии и показывает гравюру с изображением храма, в котором состоялся собор.

7.4: Максим Грек. Феодосий Косой

Реформация на Востоке сводилась к изменениям в управлении и подчинении. На Руси было много реформаторских движений, которые хотели изменить лишь некоторые ошибки в жизни православной иерархии и церкви. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— напоминает нам о конфликте между стяжателями и нестяжателями;
— говорит о втором поколении монахов-нестяжателей;
— знакомит нас с Максимом Греком, который был известен своей ученостью и благочестием;
— рассказывает о подавлении нестяжательства и о движении под руководством Феодосия Косого;
— не обходит вниманием движение хлыстов и скопцов.

7.5: Контрреформация Никона. Патриарх Никон

Шаги по реставрированию православия, предпринятые Никоном, встретили сопротивление со стороны людей, которые восприняли реформу как обновление. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— описывает историческую обстановку в Европе и смутное время на Руси;
— знакомит нас с биографией Никона и рассказывает о его влиянии на царя;
— объясняет суть реформ, которые проводились Никоном и царем Алексеем Михайловичем;
— называет причину раскола.

7.6: Контрреформация Никона. Протопоп Аввакум

Сопротивление против реформ возглавил бывший друг Никона по кружку ревнителей благочестия. Противники реформ объявили царя антихристом, а государство отреагировало репрессиями. Здесь преподаватель:
— рассказывает о восстании в Соловецком монастыре;
— говорит о решениях собора 1666-1667 годов и преследовании старообрядцев;
— объясняет практику самосожжения среди старообрядцев;
— знакомит нас с харизматичным лидером Аввакумом и приводит примеры из «Жития прототопа Аввакума».

РАЗДЕЛ 8: Петр I и церковь

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • объяснит смысл церковной реформы, которую предложил Петр I, а также расскажет о других реформах русского императора;
  • напомнит интересные факты из биографии Петра I и обратит внимание на формирование его мировоззрения;
  • сравнит религиозность Петра I и его отца Алексея Михайловича;
  • сформулирует принцип фундаментализма старообрядцев и познакомит с их богословием.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать о том, как возник новый высший орган управления церковью – Святейший Синод и из каких практических целей Петр I укреплял духовное сословие;
  • объяснить, почему старообрядцы считали Петра I антихристом;
  • процитировать Ф.М. Достоевского, который дал свою оценку последствиям церковной реформы Петра I;
  • рассказать о движении беспоповцев.

8.1: От патриаршества – к Синоду

Реформы царя Петра I занимают важное место в истории реформационной деятельности на Руси. Здесь преподаватель:
— объясняет философский смысл церковной реформы, которую предложил Петр I, а также говорит о реформах в других сферах жизни;
— напоминает нам интересные факты из биографии Петра I и обращает внимание на формирование его мировоззрения;
— указывает на несовершенство реформ, которые стали преградой для экономического и политического положения России.

8.2: Петровская реформа церкви

Петровские преобразования были достигнуты путем насилия над населением, полного подчинения воле монарха и искоренения всякого инакомыслия. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— объясняет, почему старообрядцы считали Петра I антихристом;
— обращает внимание на декларирование Петром I веротерпимости по отношению к католикам и протестантам;
— говорит о религиозных реформах Алексея Михайловича и философском смысле реформ, которые завершил Петр I;
— сравнивает религиозность Петра I и его отца.

8.3: Петр и старообрядцы

Петр создает новый высший орган управления церковью – Святейший Синод и укрепляет духовное сословие. Здесь преподаватель:
— обращает внимание на то, что руководил Синодом светский, нерукоположенный человек, который представлял интересы царя;
— цитирует Ф.М. Достоевского, который дал свою оценку последствиям реформы;
— формулирует принцип фундаментализма старообрядцев и знакомит нас с их богословием;
— рассказывает о движении беспоповцев.

РАЗДЕЛ 9: Миссия эпохи Реформации и колониализм

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • расскажет о смещении акцентов в XVI в. и повороте от миссии Бога к миссии церкви;
  • опишет работу иезуитов, которые в Южной Америке устраивали миссионерские колонии для созидания общества в соответствии с библейскими принципами;
  • приведет интересные примеры из жизни первых североамериканских поселенцев;
  • перечислит особенности православной миссии.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать легенду, связанную с Христофором Колумбом и святым Христофором;
  • описать работу монашеских орденов в Южной Америке;
  • назвать причины евангельского пробуждения в Северной Америке среди колонистов и перечислить имена выдающихся проповедников;
  • рассказать об Иннокентии Кульчицком и о его методах обращения языческих народностей в христианство.

9.1: Миссия церкви или миссия Бога

Что происходило с миссией в эпоху Реформации? Как изменились миссионерская политика и представление о миссии? Здесь преподаватель:
— напоминает нам об изменениях, которые произошли в церковной географии;
— рассказывает легенду, связанную с Христофором Колумбом и святым Христофором;
— объясняет библейское понимание термина «миссия»;
— говорит о смещении акцентов в XVI веке и повороте от миссии Бога к миссии церкви.

9.2: Миссионерская деятельность в Южной Америке

Самую большую миссионерскую деятельность на первом этапе покорения новых территорий развернули доминиканские монахи. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о работе монашеских орденов в Южной Америке;
— затрагивает вопрос о рабстве и уничтожении местного населения;
— говорит добрые слова в адрес иезуитов, которые устраивали миссионерские колонии для созидания общества в соответствии с библейскими принципами.

9.3: Миссионерская деятельность в Северной Америке

В Северной Америке миссионерам не удалось построить такие же редукции, как в Южной Америке. Здесь преподаватель:
— рассказывает о деятельности французских миссионеров и напоминает нам историю пилигримов;
— говорит о влиянии Англии на Северную Америку и подчеркивает своеобразие английской колонизации;
— приводит интересные примеры из жизни первых поселенцев;
— объясняет причины евангельского пробуждения и называет имена выдающихся проповедников.

9.4: Миссионерская деятельность и православие

В эпоху Реформации восточное христианство начинает активную миссионерскую работу. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— говорит о специфике православной миссии;
— обращает внимание на деятельность Ивана IV Грозного и рассказывает о захвате Казани;
— сравнивает методы католиков и православных «крестоносцев»;
— знакомит нас с Иннокентием Кульчицким и его методами обращения других народностей в христианство;
— указывает на поверхностный характер христианизации.

РЕФОРМАЦИЯ 10: Реформация и культура

В этом разделе курса доктор Сергей Викторович Санников:

  • посмотрит на науку как на новый способ познания и преобразования окружающего мира, возникший в эпоху Реформации;
  • расскажет о появлении деизма, пантеизма и о тщетных попытках построить утопическое общество на земле;
  • познакомит студентов с теорией естественного права Гуго Гроция;
  • назовет новые музыкальные направления в протестантских церквях, возникшие в эпоху Реформации.

После изучения материалов этого раздела курса вы сможете:

  • рассказать о взглядах Фрэнсиса Бэкона, которые были развиты и обоснованы на философском уровне Джоном Локком;
  • объяснить суть рационализма Рене Декарта;
  • назвать ярких представителей просветительской педагогики;
  • представить идею святой Руси, которая подчеркивала простоту и приверженность старине.

10.1: Научная революция

В эпоху Реформации происходит переход от статичного Средневековья к динамичному новому времени. Как развивается наука в этот переходный период? В этом фрагменте лекции преподаватель:
— дает определение термину «культура»;
— говорит о легализации нового способа познания и преобразования окружающего мира;
— обращает внимание на экспериментальный характер науки;
— знакомит нас со взглядами Фрэнсиса Бэкона, которые были развиты и обоснованы на философском уровне Джоном Локком;
— рассказывает о научных изобретениях и открытиях.

10.2: Мировоззрение

Философия развивается параллельно с математикой и физикой. Философ, математик и апологет Лейбниц обобщил знания своего времени и создал целостную философскую систему. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— говорит о появлении деизма и развитии пантеизма;
— рассказывает о тщетных попытках построить утопическое общество;
— объясняет суть рационализма Рене Декарта;
— знакомит нас с теорией естественного права;
— называет ярких представителей просветительской педагогики.

10.3: Искусство

Искусство претерпевает большие изменения в эпоху Реформации, а живопись становится лидирующим видом искусства. Здесь преподаватель:
— рассказывает о Леонардо да Винчи, Рафаэле Санти и Микеланджело Буонаротти;
— знакомит нас с живописными картинами, написанными по библейским сюжетам;
— интересно рассказывает о творчестве Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя;
— говорит о новых музыкальных направлениях в протестантских церквях.

10.4: Христианская культура

Какие традиции повлияли на культуру христианства в России? В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников:
— дает характеристику культуре христианской Руси;
— напоминает о реформах Петра I и отношении народных масс к западу;
— рассказывает о формировании идеи святой Руси, которая подчеркивала простоту и приверженность к старине;
— говорит о развитии живописи и христианской музыки.