вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»

 

АВТОРИТЕТ БИБЛИИ КАК СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И СЛОВА БОЖЬЕГО

 

ОБРЕТЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА БИБЛИИ

Поскольку для нас в данном проекте авторитетность Библии является базовой и определяющей, и при этом мы постоянно будем разбирать различного рода логические «нестыковки», встречаясь попутно с ошибками в текстах тех или иных ее переводов и копий, в данной статье мы озвучиваем наше понимание и веру в доктринальную богодухновенность и непогрешимость Писания.
Для нас Библия, состоящая из 59 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, принятая Церковью Христовой как в ходе естественных исторических событий, так и официально решениями ее Соборов, является Священным Писанием, которое есть непосредственно переданное Слово Самого Бога.

Первоначальное обретение библейского текста происходило посредством Божественного Откровения и было изложено человеческим языком, сообразно нормам и культурно-историческим особенностям, характерным на тот момент для очередного пророка-автора. Однако, несмотря на эти совершенно конкретные особенности происходящих на тот момент событий и самих непосредственных передатчиков в виде их индивидуальных характеров или личных предпочтений в стиле написания, Откровение изложено абсолютно точно и полноценно для восприятия его читающими Писание.

Будучи записанным в разные эпохи и разными избранными служителями, тем не менее, библейский текст представляет собой единое и непротиворечивое изложение именно того Откровения, которое Бог хотел передать человечеству. Содержание Откровения является прогрессирующим и содержит сведения о прошедших событиях, настоящих и будущих. Причем события будущего не могут быть поняты во всех своих подробностях заранее. Посему мы признаем, что при приближении тех или иных значимых с точки зрения Писания событий, и тем более в момент их непосредственного исполнения, ранее понятные их нюансы могут корректироваться.

Священное Писание является богодухновенным изложением Откровения не только по общему смыслу содержания, но и конкретным формам изложения, в том числе касательно отдельных фраз и слов. Однако природа самого богодухновения остается для нас тайной. При этом мы не признаем частичную богодухновенность, когда, якобы, Откровение проявляется лишь в том объеме, в котором пророк мог его осознать или изложить. Для нас нет никаких сомнений в том, что для совершенного Бога не составляет проблемы изложить всю глубину Божественного Откровения даже ограниченными человеческими средствами.
Также необходимо пояснить, что изложение Откровения является абсолютно точным, то есть непогрешимым, и мы признаем полностью таковыми лишь непосредственные тексты-автографы, непосредственно написанные рукой того или иного библейского пророка-автора. Последующие копии и переводы могут содержать ошибки и описки, как правило, сделанные непреднамеренно. Таким образом, копии и переводы Библии являются Словом Божьим в той мере, в которой они отражают безошибочный вариант первоначального текста.

Установление соответствия тех или иных копий и переводов изначальному тексту производится авторитетными, признанными Церковью служителями, являющимися специалистами в данной области. Сам процесс представляет собой скрупулезное сравнение и выверку всех существующих, включая сохранившихся частично, текстов Писания. Данный процесс фактически представляет собой своеобразную, с оттенком профессиональной особенности, часть процесса поиска Истины, обязательного для любого верующего-христианина.

Однако при этом мы верим, что именно Церковь подчинена Писанию, а не наоборот, несмотря на то, что на первый взгляд она избирает, сохраняет, передает и толкует библейские тексты. Тем не менее, именно Церковь подчинена авторитету Писания, поскольку не создала его, а лишь восприняла свыше. В определенном смысле Церковь придает форму видимой части Слова Божьего – Библии, причем как положительную, так и отрицательную, при этом будучи полностью подчиненной самому Слову Божьему, которое эквивалентно Богу.

БИБЛИЯ КАК СЛОВО БОЖЬЕ

Однако сразу необходимо уточнить, что понятия «Библия» и «Слово Божье» не вполне равны друг другу. И если Библия всегда есть Слово Божье, за исключением оговоренных выше нюансов, то Слово – не всегда Библия. Для наглядности рассмотрим следующий пример. Апостол Петр упоминает некую проповедь, определяя ее как «Слово Господне», которой, однако, нет в известном нам библейском тексте: «но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Петра 1:25). То есть Библия не содержит вообще всего, что является Словом Бога. Ведь Слово – это сам Господь.

Данное утверждение несомненным образом следует из других стихов Писания. Например, рассмотрим известное и уже ставшее хрестоматийным начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанна 1:1). Несложно заметить, что, если бы формула «Библия = Слово Божье» была абсолютна верна, в данном стихе в равной степени можно было бы заменить «Слово» на «Библию», но в этом случае полностью исказился бы смысл отрывка.

Таким образом, мы выяснили, что применять к Библии те же категории, которые мы используем в отношении Бога, некорректно. Библия отражает и содержит в себе Слово, но при этом самим Словом, в смысле Самим Богом, не является. При этом определять ее именно как Слово Божье с точки зрения логической оправданности можно совершенно беспрепятственно.

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ КАК СЛОВА БОЖЬЕГО

Понятие богодухновенности Писания является неоспоримым доктринальным положением: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофея 3:16), которое можно сформулировать следующим образом словами авторитетного богослова Милларда Эриксона: «Под богодухновенностью Писания мы подразумеваем сверхъестественное влияние Святого Духа на авторов Писания, которое превратило их сочинения в точную запись откровения, привело к тому, что написанное ими действительно является Словом Божьим».

Именно благодаря богодухновенности, то есть сверхъестественному действию Духа Святого, мы уверены в том, что любой существенный элемент христианской веры ни в коей мере не страдает из-за отсутствия изначальных рукописей-автографов, а также имеющихся в современных копиях и переводах Библии определенного количества ошибок и описок. Действие Духа Святого позволяет нам без последствий преодолевать все виды человеческих греховных несовершенств, воздействующих на чистоту передачи и восприятия Слова Божьего через текст Библии в его современных формах.

Отсутствие у нас доступа к рукописям-автографам, равно как и их фактическое исчезновение в виде материальных артефактов, также не является проблемой. Ведь даже при их наличии мы не смогли бы окончательно решить существенные проблемы в вопросах подтверждения их подлинности, что практически невозможно осуществить с научной точки зрения, а также в вопросах толкования. Таким образом, наличие менее точных копий и переводов, нежели изначальные рукописи-автографы самих авторов-пророков, не является неразрешимой сложностью.

НЕПОГРЕШИМОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Заметим, что вопрос непогрешимости Писания является результатом сугубо логических рассуждений и напрямую не провозглашается Писанием, в отличие от доктрины богодухновенности. Однако мы уверены, что учение о непогрешимости Писания также является библейским, но в силу отсутствия его прямого библейского подтверждения нуждается в серьезном пояснении.

Вывод о том, что непогрешимость Писания является логическим следствием его богодухновенности, проистекает из следующего умопостроения:

1) Бог не может ошибаться.
2) Библия есть Слово Божье.
3) Следовательно, в Библии не может быть никаких ошибок.

Однако, при бесспорности первого утверждения, второе и третье нуждаются в пояснении. В частности, по поводу второго утверждения нами уже неоднократно было выше замечено, что между понятиями Библии и Слова Божьего есть определенная разница.

Третье утверждение, в свою очередь, обязательным образом уточняется, исходя из пояснений и корректировок второго утверждения. Здесь необходимо пояснить разницу между непогрешимостью и безошибочностью, которые не являются синонимами. Являясь непогрешимым, Библия может при этом содержать ошибки, возникшие при ее переписывании и переводе. Непогрешимость мы понимаем в том смысле, что Писание не только не вводит нас в заблуждение, но и является истинным и абсолютно надежным во всех вопросах, которых оно касается. При одновременном наличии ошибок и описок, допущенных теми, кто передавал текст на протяжении всех поколений.

БЕЗОШИБОЧНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

В свою очередь, безошибочность Писания также является логическим выводом, но уже из положения непогрешимости. Поэтому данное понятие, как и ранее – понятие непогрешимости, нуждается в пояснении. В первую очередь, обратим внимание, что богодухновенность, а, значит, непогрешимость, и, значит безошибочность, критики Библии в конечном итоге сводят к тезису «ложно в одном – ложно во всем». Однако данный тезис, при всей своей ясности и кажущейся логичност, не может быть применим в силу неработоспособности в реальном человеческом мире по причине его полного несовершенства. Следуя данному тезису, необходимо было бы абсолютно все подвергнуть тотальному сомнению, отказавшись от какого-либо доверия чему-либо и кому-либо.

Посему поясним, что безошибочность Священного Писания мы понимаем как полную его свободу от всякой лжи, подделки или обмана, при одновременном наличии фактических ошибок и описок в ныне существующих копиях и переводах Библии. При этом непогрешимость и безошибочность Библии ни в коей мере не ограничиваются духовными, религиозными или искупительными темами и вполне соотносятся с утверждениями в области логики, истории и естественных наук.

Безошибочность Писания также не может быть устранена такими ее особенностями, как отсутствие современной точности в технических вопросах, в вопросах грамматических или орфографических отклонений, феноменологических описаний природных явлений, цитировании чужих ошибочных утверждений, употреблении гипербол и округленных чисел, тематических композиций исторического материала, вариативных подборов материала в параллельных текстах или свободном цитировании.

Мы считаем, что наличие ошибок, возникших при передаче библейского текста, не является угрозой ни богодухновенности, ни непогрешимости в том числе, потому что:

1) Все существующие ошибки имеют отношение к копиям, а не к изначальным текстам-автографам.
2) Все существующие ошибки в современных вариантах библейского текста малозначимы и никак не влияют на смысл доктрин Писания в целом.
3) Данных ошибок сравнительно немного.
4) Все эти ошибки известны и очевидны, поэтому не представляют никакой угрозы Откровению.

Как в свое время по этому поводу точно заметил один из известнейших богословов древности Августин Блаженный, «Если нас приводит в недоумение какое-либо кажущееся противоречие в Писании, непозволительно говорить: «священнописатель этой книги ошибается»; но либо рукопись с ошибками, либо перевод неверен, либо вы что-то недопоняли».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание все вышеизложенное, также подчеркнем, что понимание богодухновенности, непогрешимости и фактической безошибочности Священного Писания как изначально обретенного и записанного Божественного Откровения представляет собой историческое исповедание Церкви, которое всегда было неотъемлемой частью ее учения. Высший авторитет библейского текста без труда обнаруживается, например, как в цитатах и ссылках на Ветхий Завет в книгах новозаветных авторов, так и в цитировании всей Библии в трудах всех последующих служителей церкви, начиная с поколения апостольских учеников.

Таким образом, исповедание полного авторитета, непогрешимости и безошибочности Писания вне всякого сомнения является жизненноважным условием для здравого понимания полноты христианской веры. Именно такое исповедание должно вести к большему уподоблению образу Христову.

Можно с полной уверенностью заявить, что наличие некоторого числа ошибок в библейском тексте ни в коей мере не умаляет значимости и чистоты заключенного в нем Божественного Откровения. Как утверждает само Писание об иудеях, превратно толковавших и передававших Слово Божье, «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» Римлянам 3:2-3.
Таким образом, Писание является надежнейшим источником водительства. Будучи правильно истолкованным, оно заслуживает полного доверия всему, чему учит. Библия – это надежный и заслуживающий доверие духовный авторитет. Да и призыв «Исследуйте Писания» (Иоанна 5:39) дан Иисусом именно с целью застраховать нас от чужих ошибок.

ПЕРЕЙТИ К ОБСУЖДЕНИЮ НА ФОРУМЕ