вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»
ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ИИСУСА ХРИСТА: КОЛИЧЕСТВО СВИДЕТЕЛЕЙ.
Обращаясь к истории явления воскресшего Иисуса апостолам, меньше всего ожидаешь столкнуться с неоднозначностью сведений об общем количестве участников этого события. Даже малосведущие в христианстве люди как правило знают, что в общей сложности апостолов было двенадцать. Также общеизвестным является факт самоубийства предателя Иуды, одного из этих двенадцати. Соответственно, свидетелями явления Воскресшего должно было стать совершенно определенное количество учеников. Однако, сравнивая повествования легко убедиться, что сведения об этом количестве не столь однозначны, как может показаться. Давайте попробуем разобраться в этих несоответствиях.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО КОЛИЧЕСТВА УЧЕНИКОВ ХРИСТА.
Как уже было сказано, общеизвестный библейский рассказ о явлении Иисуса Своим ученикам после воскресения, повествует о совершенно определенном их количестве. Для начала вспомним, что Иисусом было избрано именно двенадцать апостолов:
«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лук. 6:13).
Далее вспомним, что после предательства Христа один из этих двенадцати – Иуда Искариот (см. Мтф. 10:4; Мрк. 3:19), совершил самоубийство:
«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матф. 27:3-5).
После этого события общее число апостолов естественным образом снизилось до одиннадцати, что неоднократно упоминается в Писании. Например, в сцене возвещения женщинами-ученицами об увиденном ими пустом гробе, где лежало тело Иисуса:
«…и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим» (Лук. 24:9).
Также в сцене возвещения одиннадцати о встрече с воскресшим Христом двух его других учеников более дальнего круга:
«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними» (Лук. 24:33).
И в главной сцене явления воскресшего Иисуса всем одиннадцати апостолам перед Своим вознесением:
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус» (Мтф. 28:16).
«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мрк. 16:14).
К прежнему количеству – двенадцать, группа прямых учеников Иисуса Христа вернулась только уже после вознесения Иисуса (Деян. 1:21-22). Это произошло в результате совершенно особого события, когда по инициативе апостола Петра были предложены два кандидата на место предателя Иуды, а в конечном итоге из этих двух был избран апостол Матфий:
«И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26).
На первый взгляд все вполне очевидно. До самоубийства Иуды апостолов было двенадцать, после этого их стало одиннадцать. Это количество сохранялось актуальным в течении всех страстных событий, воскресения и вознесения Христа. К первоначальному значению число апостолов вернулось только при последующем избрании нового кандидата.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ О НЕСООТВЕТСТВИИ КОЛИЧЕСТВА АПОСТОЛОВ, КОТОРЫЕ ВСТЕТИЛИСЬ С ВОСКРЕСШИМ ХРИСТОМ.
Однако обратим внимание на еще один библейский отрывок. Он содержится в одном из посланий апостола Павла:
«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор. 15:3-5).
Таким образом мы видим, что в приведенном отрывке один из библейских авторов утверждает совершенно несовпадающие со всей предыдущей информацией сведения. Если все предыдущие отрывки ясно говорили о явлении воскресшего Иисуса исключительно одиннадцати апостолам, кроме уже почившего Иуды (Лук. 24:9, 33; Мтф. 28:16; Мрк. 16:14). То Павел утверждает, что воскресший Иисус явился двенадцати. Но как это может быть, если Матфий был избран уже после вознесения Иисуса и никогда не был свидетелем подобного события?
Таким образом мы приходим к констатации явного факта несоответствия количественных показателей, которое является противоречием. Поэтому необходимо найти объяснение этому несовпадению.
ГРУППА ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ И ДРУГИЕ АПОСТОЛЫ.
Чтобы понять причину, по которой апостол Павел использует явно несоответствующую реальной ситуации цифру, вначале необходимо понять сам статус апостольского служения в целом и группы двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа в частности. Дело в том, группа из двенадцати апостолов, избранных непосредственно Самим Христом, была по-настоящему уникальной (Мтф. 10:1-4; Мрк. 3:14-19; Лук. 6:13-16), в чем нам необходимо будет убедиться.
Ведь как известно, помимо нее были и другие ученики-апостолы, не относящиеся к ближнему кругу. Например, Евангелия также упоминают избрание группы из семидесяти учеников, что было сделано Иисусом уже после начала служения двенадцати (Лук. 10:1-2, 17). Напрямую нигде эти семьдесят апостолами не называются, однако традиционно воспринимаются таковыми благодаря весьма схожим наставлениям и обязанностям (ср. Мтф. 10 гл. и Лук 10 гл.).
Также обратим внимание, что апостолами именуются Варнава и Павел (Деян. 14:14). Однако и они нигде в тексте не соотносятся с группой двенадцати. Хотя статус Павла всегда вызывал определенные вопросы. Ведь его апостольство неоднократно и с акцентом упоминается в Писании. Апостолом его именует автор книги Деяний Лука. Так неоднократно именует себя сам Павел (Рим. 1:1; 1Кор. 1:1 и др.), говоря о себе как об «апостоле язычников» (Рим. 1:13), у которого «ни в чем нет недостатка против высших Апостолов» (2Кор. 12:11-12). В любом случае мы легко убеждаемся, что помимо группы двенадцати как наиболее приближенных (по выражению Павла – «высших») учеников Христа, существовали и другие ученики-апостолы.
В качестве последнего свидетельства приведем наставления апостола Павла о дарах Духа Святого, среди которых он неоднократно упоминает апостольское служение, явно подразумевая не только лишь группу двенадцати (1Кор. 12:28-31; Еф. 4:11). В этом смысле дар апостольства, равно как и любой другой упомянутый Павлом дар Духа Святого, является уделом Церкви в целом и теоретически может дароваться любому достойному христианину в зависимости от ситуации.
Таким образом, несложно убедиться в том, что группа двенадцати апостолов, избранных Иисусом, не является единственным примером апостольского служения. Однако нам важно убедиться в том, что эта группа являлась по-настоящему уникальной по отношению к другим служителям-апостолам.
ГРУППА ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ – УНИКАЛЬНАЯ ГРУППА УЧЕНИКОВ ИИСУСА ХРИСТА.
Установив общую картину апостольского служения в целом, теперь зададимся вопросом уникальности группы двенадцати, что позволит нам приблизится к ответу на вопрос нашего противоречия.
Давайте обратим внимание на любопытное свидетельство апостола Иоанна из его книги Откровение. Описывая сцены событий будущего, в числе прочего он описывает одного из символических представителей грядущего Божьего Царства, именуемого им Новым Иерусалимом. Описывая и перечисляя те или иные элементы, он также упоминает основание его городской стены, о которой говорит:
«Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14).
Какова бы ни была трактовка книги Откровение, но даже не принимая во внимание глубокий иносказательный смысл процитированного отрывка, очевидно, что группа непосредственно избранных Иисусом апостолов играет чрезвычайно важную роль. Ведь никакая другая группа служителей не удостоилась подобной чести быть основанием грядущего Града, олицетворяющего Царство Божье.
В качестве еще одного аргумента уникальности двенадцати можно привести тот факт, что именно они в подавляющем большинстве случаев именуются в Новом Завете апостолами. Вторым после них идет лишь апостол Павел, но в отношении него, как уже было сказано, особый разговор.
Таким образом мы легко убеждаемся в сугубой уникальности группы двенадцати. Они единственные, кто был избран непосредственно Самим Господом, а не другими, пусть даже высокопоставленными, служителями из людей. Кстати, ведь именно об этом говорил и Павел, доказывая свой статус, который он считал не просто апостольским, но и равным двенадцати (2Кор. 12:11-12; Гал. 1:1).
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ О НЕСООТВЕТСТВИИ КОЛИЧЕСТВА АПОСТОЛОВ, КОТОРЫЕ ВСТЕТИЛИСЬ С ВОСКРЕСШИМ ХРИСТОМ.
Мы убедились в уникальности группы двенадцати апостолов, поскольку они были избраны непосредственно Самим Иисусом Христом. Это уже принципиально отличало их от других служителей с этим же названием. Также мы ознакомились со свидетельством Иоанна, которое провозглашает их статус как основателей, через которых Господь созидает Свою Церковь. Все перечисленное позволяет нам предполагать, что отношение к этой группе, а соответственно и ее наименование, также будет носить печать уникальности.
Вспомним еще раз историю избрания двенадцатого апостола, которое было предпринято по инициативе апостола Петра и описано в первой главе книги Деяний. В тот момент он озвучил необходимость восстановления целостности группы двенадцати (21-22 ст.), что и было исполнено путем жребия (23-26 ст.). Правда здесь возникает вопрос относительно апостола Павла. С одной стороны, сопричастность избранного вместо Иуды Матфия двенадцати нигде и никогда не подвергается сомнению. Во всяком случае после его избрания группа совершенно справедливо вновь называется «двенадцать» (Деян. 6:2).
И все же подвергнуть критике эту очевидную версию можно. Ведь Лука, автор книги Деяний, все свое повествование будет рассказывать нам в основном про двух апостолов: Петра и Павла, постоянно сравнивая их и всячески демонстрируя их равнозначность. Вся первая половина Деяний 1-12 гл. рассказывает о Петре, тогда как 13-28 гл. о Павле. Лука отмечает схожесть в их служении эффектного исцеления (5:15 – 19:12), в воскрешении умерших (9:40 – 20:9-10), в получении в состоянии исступления повеления проповедовать язычникам (10:9-20 – 22:17-21).
Однако, рассуждая о насущном противоречии, для нас совершенно не важно, кто именно занял место двенадцатого: Матфий или Павел. Нам важно понимать, что уникальность группы двенадцати всегда характеризовалась именно этим их количеством. Из чего несложно сделать вывод, что регулярно упоминаемое «двенадцать» означало не только количество, но и некое статусное обозначение данной группы. Тогда как «одиннадцать» подразумевало исключительно количественный и притом временный показатель.
Чтобы подтвердить вышесказанное о статусности наименования «двенадцать», рассмотрим отрывок из Евангелия Иоанна:
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус» (Иоан. 20:24).
Давайте обратим внимание, что данный отрывок описывает одни из эпизодов явления воскресшего Христа. То есть имеется ввиду временной промежуток, когда Иуда уже был мертв и апостолов было одиннадцать. Более того, в данном случае в момент упомянутого явления Христа апостолов вообще было десять, ведь Фомы с ними не было. Однако Иоанн совершенно сознательно называет апостолов «двенадцать». Именно по вышеназванной причине: эта группа была уникальной и данное числовое наименование носило статусный характер.
Отсюда несложно сделать окончательный вывод. С той же самой точки зрения говорит о данной группе апостолов и Павел (1Кор. 15:3-5). Несмотря на то, что упомянутый им эпизод так же относился к временному отрезку, когда Иуда-предатель был уже мертв и общее число апостолов было одиннадцать, тем не менее, вслед за Иоанном, он именует эту группу именно «двенадцать». Подразумевая не количественный показатель, а статус как основателей Церкви на земле, так и основателей будущего Небесного Иерусалима.