вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»

 

РАСПЯТЫЕ РАЗБОЙНИКИ, ПОНОСИВШИЕ ИИСУСА

 

 

Данное противоречие представляет собой некоторое несовпадение свидетельств евангельских авторов касательно одного из эпизодов распятия Иисуса Христа, крест которого, как известно, стоял рядом с двумя другими крестами. На них были казнены разбойники, приговоренные Понтием Пилатом за преступление. Тогда как Иисус, фактически, занял место их предводителя Вараввы, помилованного по требованию подговоренной иудейскими религиозными лидерами толпы. Упомянутое несоответствие в свидетельствах касается по-разному описанного поведения разбойников в отношении к Иисусу. Одни евангелисты описывают одну картину их действий, другие – иную. Есть ли в этих несоответствиях, собственно, противоречие, мы попробуем разобраться.

 

ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОВЕДЕНИЯ РАСПЯТЫХ РАЗБОЙНИКОВ.

В качестве первого шага давайте сформулируем само противоречие, обратив внимание на тексты, которые, как может показаться, его создают. Известно, что все четыре евангелиста упоминают сцену распятия Иисуса и разбойников. Все четверо сходятся на том, что разбойников было двое и кресты их расположили по левую и по правую руку от Иисуса, а Его крест, соответственно, посередине (Мтф. 27:38; Мрк. 15:27; Лук. 23:32-33; Ин. 19:18).

Однако при описании поведения разбойников уже висящих на крестах, евангелисты дают разные варианты. Матфей и Марк, например, буквально одной и практически одинаковой фразой заключают, что

«разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мтф. 27:44; Мрк. 15:32). 

Иоанн, в свою очередь, опускает описание этого эпизода, сосредотачиваясь на других нюансах происходящего. Но вот Лука дает картину отличную от того, что говорят Матфей и Марк. Лука пишет:

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» (Лук. 23:39-40).

То есть получается, что по версии Луки поносили Иисуса уже не оба разбойника, а только один. К тому же тот, кто не пожелал в свой смертный миг опуститься до оскорблений, даже занял сторону Иисуса и попытался образумить своего товарища.

Налицо явное несовпадение евангельских свидетельств, которые при поверхностном взгляде очень похожи на противоречие. Так все же сколько разбойников поносили Иисуса, оба и только один?  И если один из них занял положительную позицию в отношении Иисуса, поносить никак не могли «разбойники», то есть оба. Попробуем разобраться.

 

ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДРУГ ДРУГУ СВИДЕТЕЛЬСТВА.

Для того, чтобы нам быть уверенным, что русский Синодальный перевод содержит точную формулировку, обратим внимание на варианты других русскоязычных переводов.

Вначале рассмотрим варианты переводов фразы из Евангелия Матфея 27:44:

Новый Русский перевод:

«Теми же словами оскорбляли Его и преступники, распятые вместе с Ним»

Перевод под. Ред. Кулакова:

«И разбойники, с Ним распятые, поносили Его точно так же»

Перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра WBTC (ныне Международная Библейская лига):
«И разбойники, распятые вместе с Ним, тоже осыпали Его оскорблениями»

Перевод еп. Кассиана Безобразова:

«Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его»

Перевод РБО 2011 и 2015 гг.:

«Такими же словами поносили Его и преступники, распятые с Ним»

 

Теперь рассмотрим вариант перевода фразы из Евангелия Марка 15:32:

Новый Русский перевод:

«Также оскорбляли Его и распятые вместе с Ним»

Перевод под. Ред. Кулакова:

«И даже те, кто был распят с Ним вместе, осыпали Его оскорблениями.»

Перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра WBTC (ныне Международная Библейская лига):
«И те, кого распяли вместе с Ним, осыпали Его такими же оскорблениями.»

Перевод еп. Кассиана Безобразова:

«И распятые с Ним поносили Его»

Перевод РБО 2011 и 2015 гг.:

«Даже те, что были с Ним распяты, оскорбляли Его»

Пожалуй, приведенного материала достаточно для того, чтобы понять: Матфей и Марк действительно единодушно свидетельствуют одно и то же. А именно, что поношением Иисуса занимались оба висящих на крестах разбойника и здесь не может быть никаких сомнений.

В таком случае обратим внимание на описание евангелиста Луки, который дает несколько свою картину относительно рассматриваемого нами момента. Сделаем обзор интересующего нас текста из Евангелии Луки 23:39-40, как он отражен в разных вариантах русскоязычных переводов.

Новый Русский перевод:

«Один из распятых преступников оскорблял Его, говоря: – Разве Ты не Христос? Спаси Себя и нас! Другой же унимал его и говорил: – Побойся Бога! Ведь ты приговорен к тому же»

Перевод под. Ред. Кулакова:

«Один из висевших на кресте преступников злословил Его: «Разве Ты не Мессия? Так спаси Себя и нас заодно!» Другой же, унимая его, говорил: «Бога ты не боишься! Ведь и сам ты приговорен к тому же»

Перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра WBTC (ныне Международная Библейская лига):
«Один из распятых с Иисусом преступников оскорблял Его: «Разве Ты не Христос? – говорил он. – Спаси Себя, да и нас заодно!» Но другой остановил его, сказав: «Побойся Бога! Мы все трое скоро умрём»

Перевод еп. Кассиана Безобразова:

«И один из повешенных злодеев хулил Его: разве Ты не Христос? Спаси Себя Самого и нас. Другой же, укоряя, сказал ему в ответ: не боишься ты Бога, ведь сам ты приговорен к тому же»

Перевод РБО 2011 и 2015 гг.:

«Один из преступников, висевших на кресте, осыпал Его бранью и говорил: «Разве Ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!» Но второй унимал его: «Бога ты не боишься? Ты ведь и сам на кресте!»

Здесь также достаточно представленного материала, чтобы быть уверенным, что Лука явно дает несколько иную картину. Таким образом мы полностью подтвердили наши опасения, высказанные в самом начале. Матфей с Марком и Лука дают разную картину происходящего. Если первые два определенно утверждают, что Иисуса поносили оба распятых разбойника, то Лука столько же определенно свидетельствует, что поносил лишь один из них, тогда как второй даже защищал Иисуса от этих поношений.

Как получается, что три евангелиста заняли две несовпадающие позиции, фактически противореча друг другу в описании событий? С другой стороны, действительно ли в данных описаниях есть несомненное противоречие? Или просто получилось так, что сторонники обеих позиций избрали разные подходы описания одного и того же? Давайте ответим на эти вопросы, поскольку ответы на них и будут составлять решение описанного нами противоречия.

 

ПОДХОДЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ В ОПИСАНИЯХ СОБЫТИЙ.

Обратим внимание, что Матфей и Марк весьма отличаются в своих изложениях событий от Луки. Отличие в первую очередь во внимании к деталям. Совершенно явно, что оба евангелиста не придают им особого значения. Ведь даже при беглом взгляде на их тексты видно, что они дают всю информацию, которую считают необходимой, буквально одной фразой. Которая укладывается в сообщение по сути телеграфного типа: «два распятых разбойника поносили Иисуса». Никаких других подробностей они не сообщают, видимо, не считая это нужным делать.

Теперь обратим внимание на свидетельство Луки. Он бесспорно действует совершенно иначе. Конечно, его информацию тоже трудно назвать чересчур подробной, однако она на порядки информативнее Матфея и Марка. Во-первых, описание Луки примерно в три раза объемнее. Во-вторых, оно во столько же крат содержательнее. Ведь из его слов мы узнаем, что отношения разбойников не только к Иисусу, но и к самим себе были различны. Один продолжал оправдывать собственные преступления и, как результат, ненавидел всех окружающих. Второй в полной мере осознал глубину своего падения и ясно выразил это в словах. То есть, фактически, раскаялся, хоть и не сказал «классической» формулировки исповедания.

Таким образом, налицо диаметрально противоположные подходы к описанию нашего отрывка. У Матфея и Марка он существенно отличается от подхода, используемого Лукой. Первые два автора не стали сосредотачиваться на описании распятых разбойников, сделав акцент исключительно на Самом Иисусе и сделав всех остальных слабо выраженными статистами. Лука же напротив, обратил внимание на персонажей, участие которых вряд ли было замечено действующими на тот момент в событиях лицами. Мы даже точно не знаем, как описанная Лукой сцена получила известность среди первых христиан. Возможно, этот диалог могли слышать женщины, стоящие у креста достаточно близко. Либо об этом поведал апостолам воскресший Иисус. В любом случае, Лука обратил внимание на этот поистине значимый эпизод, ставший известным лишь благодаря провидению свыше.

 

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА НА СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРОТИВЕРОЧИЕ.

В таком случае получается, что Матфей с Марком и Лука преследовали разные цели в описании одних и тех же событий. Первые два не сочли необходимым в своих евангельских описаниях давать какую-либо конкретику по распятым разбойникам. В их Евангелиях они фигурируют на положении статистов, и личностная оценка им не дается. Фраза «оба поносили Его» говорит лишь об общей обстановке, царившей вокруг распятого Иисуса на тот момент. Разбойники в обоих описаниях лишь часть злословящей Иисуса толпы, которая глумится над поверженным, два еле слышимых дополнительных голоса в хоре мощных голосов насмешек и оскорблений.

Лука избрал другой подход. Вооружившись информацией, либо откровением, полученным позже, он делает разбойников, и особенно раскаявшегося, самостоятельными персонажами истории. Они уже отделены от толпы, причем не раскаявшийся разбойник, фактически представляющий всех поносящих, из дополнительного голоса становится их ярким представителем, почти лидером. Второй же занимает совершенно иную позицию, выражая осознание своих грехов, справедливость возмездия и, как следствие, раскаяние.

 

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА НА СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ.

Второе возможное объяснение разницы в информации между евангелистами Матфеем и Марком, и евангелистом Лукой можно воспринимать и как самостоятельный вариант ответа, и одновременно как дополнение к первому. Он заключается в довольно простом предположении, что первые два евангелиста описывают начальную стадию развития событий казни, тогда как Лука описывает их завершение.

В этом случае получается, что первоначально, движимые своими внутренними греховными страстями и злобой, оба разбойника ведут себя дерзко и агрессивно. Надо сказать, что существует тип преступников, когда перед приговором, наказанием и даже перед казнью они ведут себя подобным образом. Именно этот момент и зафиксировали в своих Евангелиях Матфей и Марк. Тем более важно обратить внимание, что они не утверждают о подобном поведении разбойников на протяжении всей казни до их самого смертного часа.

Однако по мере приближения уже неизбежного смертного момента один из распятых разбойников мог, наконец, услышать голос совести и осознать глубину своего духовного падения. В этот момент он вполне способен был осознавать приближающееся высшее возмездие за свою греховную жизнь. Покаяние перед смертью также весьма распространенный момент. Его-то и зафиксировал Лука.

 

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.

Таким образом в данных описаниях нет противоречия. Поскольку в первом случае дается лишь общая картина без акцентов на личности, в которой распятые разбойники являются частью поносящей Христа толпы. Тогда как вариант Луки дает их детальное описание, и разбойники обретают полноценные образы и получают личностные оценки.

У Матфея и Марка основной акцент делается на Иисусе, а окружающие Его люди разбиваются на два лагеря, создавая тем самым весьма простую картину взаимоотношений. Лагерь людей представлен с одной стороны Его сторонниками, которые не способны как-либо повлиять на сложившуюся ситуацию. С другой стороны, это несомненные враги Христа, хозяева положения. Они выражают свое отношение поношением распятого Иисуса, претендовавшего в их глазах на миссианско-царственный статус.

Также мы берем во внимание, что Матфей и Марк вполне могли просто описать первую часть распятия, когда разбойники еще вели себя дерзко и агрессивно. А Лука сделал акцент на завершающей стадии казни, когда один из распятых, увидев приближающийся конец и неминуемое возмездие за грехи, раскаялся. И получил прощение по благодати, то есть незаслуженно и исключительно по благоволению Божьему.

В любом случае Лука дает более сложную и детальную картину. Между лагерями противников Христа и Его избранными сторонниками возникает новая группа – категория спасенных. Она возникает именно в этот момент, когда свершилась крестная смерть и кровь Мессии была пролита за всех верующих в Него. Таким образом наш вопрос с мнимым противоречием можно считать разрешенным.

 

 

ПЕРЕЙТИ К ОБСУЖДЕНИЮ НА ФОРУМЕ

TVSEMINARY