вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»
ПЕРЕПИСЬ ЦАРЯ ДАВИДА: ОТ БОГА ИЛИ ОТ САТАНЫ?
Очередное довольно известное библейское «противоречие» касается истории, связанной с правлением царя Давида. В частности, имеется в виду событие, когда Давид производил перепись Израильского народа. Однако данная история упомянута в Писании дважды, и в обоих описаниях имеет одно кардинальное различие. Именно оно, собственно, и воспринимается как логическое противоречие.
Обратим внимание: в первом ее описании утверждается, что перепись была совершена Давидом благодаря побуждению от Бога. В Писании говорится:
«Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». (2Цар.24:1)
Однако во втором описании данной истории говорится, что инициатором и побудителем Давида был сатана:
«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». (1Пар.21:1)
Отсюда закономерный вопрос: так кто побудил царя сделать перепись и тем самым совершить греховное деяние, Бог или сатана? С точки зрения логики человека, не знакомого со спецификой библейского языка и вероучительными положениями, данные цитаты могут показаться прямо противоречащими друг другу. Посему разберемся, так ли это, и о чем на самом деле повествует нам история переписи.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ИСТОРИИ С ПЕРЕПИСЬЮ
Надо сказать, что смысл изложенных в тексте событий переписи нуждается в ряде пояснений. Ведь зачастую критики библейского текста смотрят на него с позиции личных и современных оценок. Из-за этого от них ускользает подлинный смысл сказанного в Священном Писании. Прежде всего, может быть не вполне понятным из контекста, почему вдруг сама перепись оказалась ошибочным и даже наказуемым свыше деянием?
Для современного человека факт переписи не содержит несомненных негативных значений. Мы воспринимаем перепись либо как нечто нейтральное, либо вообще положительное. Ведь она помогает более эффективно решать различные экономические и политические задачи.
Однако библейский текст явно свидетельствует об ином отношении. Об этом говорит в первую очередь реакция военачальника Иоава. Он даже предпринял безуспешную попытку отговорить Давида делать перепись (2 Цар. 24:3-4; 1 Пар. 21:3-4). Также весьма красноречиво и последующее покаяние самого Давида (2 Цар. 24:10; 1 Пар. 21:13). Этим самым указывается на грех недоверия Богу.
Здесь, опять же, следует пояснить, что Библия видит абсолютную теократию единственно правильной системой управления государством. Такая теократия (то есть правление Бога) может быть построена лишь на полном доверии правителя Богу и его непосредственных пророческих отношениях с Ним. Именно подобное умение чаще всего демонстрировал до этого момента Давид. Но в нашей истории идея самостоятельного контроля населения правителем через перепись явно противоречит идее абсолютной теократии. Посему в свете данного пояснения становится понятной главная ошибка царя Давида именно с точки зрения Священного Писания.
Также стоит пояснить еще один не вполне очевидный по смыслу момент в нашей истории. Имеется в виду гнев Бога, который упомянут в самом начале истории с переписью и фактически стал ее стартовым моментом (2 Цар. 24:1). За что именно Бог разгневался на Израиль, из контекста повествования не вполне понятно.
Одно из наиболее вероятных объяснений заключается в том, что причиной гнева стали планы Давида преступным образом взять в жены понравившуюся ему женщину – Вирсавию, убив ее мужа – Урию Хеттеянина. Однако эта история уже была изложена ранее, во 2 Книге Царств, в главе 11. Более того, в главе 12 уже было описано, как пророк Нафан обличил Давида в этом грехе, как Давид был наказан и как он раскаялся.
Однако мы вынуждены сделать предположение, что повествование о переписи хронологически возвращают нас к тем событиям. Оно не является более поздним, поскольку, буквально перед самим рассказом о переписи, Урия Хеттеянин, муж Вирсавии, упомянут живым и находящимся в числе одних из лучших воинов в армии Давида (2 Цар. 23:39). Таким образом, автор книги возвращает нас к уже прошедшим событиям, добавляя к ним контекст истории с переписью.
Далее непосредственно перейдем к вопросу пояснения нашего «противоречия». Для этого в первую очередь обратим внимание на то, что первый приведенный нами отрывок 2 Цар. 24:1 формулирует начало событий как «возгоревшийся гнев Божий», который и побудил Давида к совершению переписи населения. Однако второй отрывок, говорящий об этом (1 Пар. 21:1), указывает на действия сатаны. Таким образом, получается, что библейский текст должен ставить знак «равно» между понятиями «гнев Божий» и «действия сатаны». Следовательно, чтобы объяснить суть этих якобы противоречивых событий, нам необходимо пояснить особенности взаимоотношений Бога и духовных существ. Причем, особенно демонических, а также конкретно – Бога и сатаны.
ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
В отношении духовного мира Библия описывает две основные категории духовных существ, ангелов и демонов.
Ангелы, название которых происходит от греческого слова «ангелос» – «посланник», являются непосредственными исполнителями Божьей воли. Нам известно, что ангелы были созданы Богом: «Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его… Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились» (Пс.148:2, 5).
Произошло это еще при сотворении мира. Во всяком случае, во время акта сотворения земли, с чего начинается библейское повествование в книге Бытие главе 1, сотворение ангелов не описывается. Подразумевается, что к этому моменту они уже существовали и в определенной мере соучаствовали в данных событиях: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?.. при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:4, 7).
Главная функция ангелов, как уже было сказано, заключается в непосредственном исполнении Божьей воли и конкретных Его поручений. Посему они названы Писанием «служебными духами, посылаемыми на служение» (Евр. 1:14). Этому же вторит и ветхозаветный псалмопевец: «Благословите Господа (все) Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс.102:20).
Многообразие выполняемых ими поручений довольно широко представлено в Писании. Это и защита, и передача откровений, и непосредственное воздействие на человеческое поведение, причем как наказующее, так и останавливающее, и многое другое.
Само ангельское сообщество весьма многочисленно – «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5:11), хотя о каком-либо конкретном их количестве нигде не говорится. Также можно предполагать, что оно выстроено в своеобразную иерархию, в которой ангельские существа различны по своему положению, возможностям и функциям. Иерархия напрямую нигде не описана, однако вполне определенные намеки на ее существование обнаруживаются в ряде библейских отрывков. Например, при упоминании «престолов, господств, начальств и властей на небесах» (Кол. 1:16; Еф. 3:10). Об ангельской иерархии косвенно свидетельствуют также упоминаемые различные ангельские чины: ангелы, серафимы, херувимы и др.
Библейский текст предоставляет нам также сведения о наличии высшей категории ангелов, которых принято называть архангелами (1 Фес. 4:16). В Священном Писании поименно упомянуты только два из них. Первый – Гавриил, который, помимо взаимоотношений с пророком Даниилом, также известен как глашатай Марии о рождении Иисуса Христа (Лук. 1:26-38). Второй – Михаил, описанный в книгах Даниила (10:13, 21; 12:1), Иуды (9 ст.) и Откровения (12:7) воином или военачальником ангельской армии.
Большинство из всего сказанного справедливо и в отношении к демоническим существам. Однако о них существует ряд дополнительных сведений, поясняющих причину их возникновения, особенность природы и функций.
Данные существа известны под названием демоны или бесы. Первое слово происходит от греческого «даймон» – «дух», причем имеются ввиду именно злые духи. Второе – от древнеславянского «бес», которое является однокоренным со словом «беда» и имеет изначальное значение «страшный, ужасный».
Касательно демонических существ, основное объяснение их злой природы в том, что они были некогда обычными ангелами, но взбунтовались против Бога и отпали от Него (2 Петр. 2:4; Иуд. 6 ст.), из-за чего в будущем их ждет вечное наказание. Причем конкретная причина этого бунта Писанием точно не называется и в большей степени просто им констатируется.
Также, судя по всему, они, как и ангелы, имеют свою иерархию, поскольку определение «начальства, власти, мироправители тьмы века сего, поднебесные духи зла» относятся именно к ним (Еф. 6:11-12).
Таким образом, ясно видна определяющая разница между ангелами как исполнителями Божьей воли и Его конкретных поручений и демонами, деятельность которых направлена на противодействие деятельности ангелов.
САТАНА И ЕГО РОЛЬ В БОЖЬИХ ПЛАНАХ
Сатана или дьявол непосредственным образом связан с демоническим миром. Его имена происходят от еврейского «сатан» – «обвинитель» и греческого «диаболос» — «клеветник» (Откр. 12:10). Сатана является руководителем демонического мира, его первым лицом, из-за чего имеет титул «князь бесовский» (Мтф. 12:24). Также о его первенстве среди духов зла говорят эпитеты «князь мира» (Ин. 12:31) и «бог века сего» (2 Кор. 4:4).
Касательно сатаны Священное Писание в большей степени сосредоточено на описании его природы, действий против человека и наших противодействий ему. При этом вопрос его происхождения освещается в рассказах о царе Вавилона (Ис. 14:12-14) и царе Тира (Иез. 28:11-16).
На первый взгляд, в этих повествованиях авторы ведут речь о земных правителях. Однако можно без труда заметить, что в них явно вырисовывается дополнительный смысл, подразумевающий куда более могущественное лицо, нежели любой земной властитель. Посему эти рассказы, как правило, трактуются как описание происхождения главного духа зла. Согласно их повествованию, именно он являлся инициатором восстания против Бога. Причиной же данного проступка была гордость, возникшая из-за его высокого положения в ангельском мире.
Впрочем, это подтверждают и другие авторы Священного Писания. Например, Апостол Иоанн в Книге Откровение одновременно дает картины прошлого: бунта и падения сатаны, а также его окончательного наказания (Откр. 12:7-9; 20:7-10).
Также существует предположение, что до своего бунта и падения сатана был одним из архангелов.
Возможно, именно третьим, поскольку в одном из описаний утверждается, что он увлек за собой «третью часть» ангельского мира (Откр. 12:4). Также указывается, что ранее он был «херувимом осеняющим» (Иез. 28:16). Кстати, именно это обстоятельство сделало его известным под именем «Люцифер». Оно возникло при переводе на латинский язык слова «осеняющий». В подтверждение его «освещающего» статуса в прошлом, Апостол Павел замечает, что сатана до сих пор способен «принимать вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Это же подчеркивает его полностью падшую и лживую сущность.
Любопытно, что сатана не описывается Священным Писанием как прямой противник Бога. Он всегда выступает против людей, порой противоборствуя Божьим ангельским силам. Бог для него – сила абсолютно неодолимая. Посему в результате сатана сам используется Богом для выполнения той или иной задачи, фактически по-прежнему соответствуя своему первоначальному статусу «служебного духа».
В качестве подтверждения обратим внимание на ряд библейских свидетельств. Прежде всего, на то, что Бог властвует над сатаной, ограничивая и непосредственно направляя его действия, даже явно зловредные, на первый взгляд (Иов. 1:6-12; 2:1-6; Лук. 22:31-32). Таким образом, совершенно очевидно, что сатана не более чем своеобразный слуга. Он всего лишь исполняет некоторые специфические функции, которые, впрочем, не выходят за рамки Божьей заботы о человечестве.
При этом необходимо обратить внимание на важнейшую истину Священного Писания. Оно провозглашает полную победу Христа над сатаной. Христос «разрушил его дела» (1 Ин. 3:8) и «отнял его силы, подвергнув позору и восторжествовав над ним» (Кол. 2:15). В конечном итоге все это приведет сатану и его падших ангелов к окончательному низвержению и наказанию (Мтф. 25:41; Откр. 20:10).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Итак, мы дали вполне исчерпывающее пояснение основным библейским вероучительным положениям о Боге и духовных существах. Именно этот аспект был важен для нас в истории с переписью царя Давида. В результате мы легко приходим к выводу, что, на первый взгляд, бесспорное противоречие является лишь результатом не вполне компетентной оценки описываемых событий.
Как оказалось, взаимоотношения Всевышнего Бога и сатаны, прямого представителя демонического мира, имеют свои особенности. Они излагаются в сочетании фраз о «гневе Бога» в 2 Цар. 24:1 и «действии сатаны» в 1 Пар. 21:1. Мы увидели, что Писание преподносит их как аспекты единого действа. То есть в итоге получается, что «гнев Бога предполагает допущение Им вмешательства сатаны в оговоренных Им же пределах». Иными словами, Бог может привлекать сатану для исполнения некоторых наказующих действий. Ведь сатана все равно остается Его «служебным духом», хоть и со специфическими способностями. При этом он полностью подконтролен Богу. Все это полностью подтверждается Священным Писанием.
Таким образом, в заключение наших рассуждений отметим, что оба отрывка содержат вовсе не логическое противоречие. Они представляют собой пример так называемого мнимого противоречия в варианте взаимодополнения, изложенного в рамках общего для логики Закона противоречий (см. статью «Методика разрешения противоречий в Библии»).