вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»

 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ ОБЕЩАННЫМ ИЛЬЕЙ?

 

Суть очередного противоречия заключается в понимании некоторых пророческих текстов, касающихся обстоятельств, сопровождающих приход Мессии-Христа. В частности, речь пойдет о пророке Илье, который, согласно одному из пророчеств, должен прийти перед явлением Мессии и стать своеобразным знаком для ожидающих. Это противоречие затрагивает темы и тексты, которые знакомы, как правило, хорошо знающим Писание христианам.

 

ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ О ПРОРОКЕ ИЛЬЕ – ПРЕДШЕСТВЕННИКЕ МЕССИИ

Основная суть противоречия довольно проста и очевидна, если обратить внимание на соответствующие тексты. Забегая вперед, отметим, что вся сложность подлинного смысла заключается в понимании особенностей, касающихся как ветхозаветных пророчеств, так и евангельских событий. Но для начала просто сформулируем основу нашего противоречия.

Вначале обратим внимание на слова, сказанные Иисусом Христом о пророке Иоанне Крестителе:

«Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Матфея 11:7-14).

То есть Иисус дает Иоанну довольно подробную и весьма положительную характеристику как пророку, причем завершает Свои слова утверждением, что Иоанн на самом деле «есть Илья, которому должно придти». Позже ученики вновь поднимут этот вопрос, и Иисус дополнит эту Свою мысль словами:

«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Матфея 17:10-13).

Таким образом, из всего сказанного следует, что Иисус Христос без всяких сомнений считает Иоанна Крестителя пророком Ильей. Причины и смысл подобного отношения мы объясним позже. Пока лишь зафиксируем этот факт.

Пожалуй, можно было бы предположить, что на эти слова Христа они не обратили бы особого внимания. В конце концов, Он мог просто вложить в Свое высказывание аллегорический смысл. Но слова самого Иоанна о себе как раз предопределили суть рассматриваемого нами противоречия. Обратим внимание на его слова, прозвучавшие в одном из диалогов с вопрошающими:

«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Иоанна 1:19-23).

То есть сам Иоанн почему-то не считал себя Ильей. И его личная позиция относительного самого себя вступает в противоречие. Ведь как мы уже увидели выше, Иисус заявил об Иоанне, что «он есть Илья». Но сам Иоанн в ответе на вопрос: «Ты Илья?» ответил: «Нет». Кто же ошибается, Иисус или Иоанн? Если они оба правы, то как получается, что они придерживаются диаметрально противоположных позиций относительно статуса Иоанна Крестителя? Попробуем разобраться.

 

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА О ПРОРОКЕ ИЛЬЕ

Для начала заметим, что личность пророка Ильи нам известна из весьма древних текстов. О нем повествуют книги Царств. Первое повествование содержится в 3 книге в главах 17-20, а второе – в 4 книге в главах 1-2. Поскольку информация о самом пророке относится к нашей теме косвенно, обратим внимание лишь на некоторые основные моменты его служения.

Прежде всего, мы узнаем, что он был одним из пророков Северного царства – Израильского, которое, после разделения некогда единого государства, противостояло Южному царству – Иудейскому. Илья прославился как один из величайших пророков. Среди его свершений известны следующие: пророчество о многолетнем голоде (3 Царств 17:1-7), умножение муки и масла (3 Царств 17:8-16), воскрешение сына вдовы из Сарепты (3 Царств 17:17-24), противоборство с пророками языческого бога Ваала (3 Царств 18:22-40) и многое другое.

Но самое главное, что случилось в жизни Ильи, – это его вознесение (4 Царств 2:1-12). За всю историю он стал одним из двух пророков Божьих, которые были вознесены на небеса, минуя физическую смерть. Первым, как известно, был допотопный патриарх Енох (Бытие 5:24). Впоследствии их образы сильно повлияли на апокалиптические представления о будущих событиях (рассказ о двух пророках, Откровение 11:3-11). Но если восхищение Еноха и его возможное возвращение на землю все же не оговаривается Писанием конкретно, то об Илье подобное заявление есть.

Об этом заявляет пророк Малахия:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия 4:5-6).

Таким образом, мы узнаем о предмете рассуждений в евангельских диалогах. Теперь понятно, откуда Иисус берет саму возможность говорить о явлении пророка Ильи. Получается, что Он без всяких сомнений уподобляет пророка Иоанна Крестителя пророку Илье. Но вот считает ли Он Иоанна самим Ильей, явившимся с небес на землю? И почему тогда сам Иоанн не в курсе того, что он – пророк Илья? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо детальнее рассмотреть евангельские события и диалоги. Это мы сделаем в следующем разделе, а пока рассмотрим еще несколько сопутствующих пророчеств, которые сыграют свою роль в наших дальнейших рассуждениях.

Очередное из них также записано пророком Малахией:

«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3:1).

Из него мы узнаем о некоем предшественнике пришествия Господа, которого Малахия называет «Ангелом», то есть, в переводе с древнегреческого языка, «посланником». Причем он также дает понимание о миссии этого Ангела. Ангел должен будет приготовить путь для явления Господа. Собственно, эти слова перекликаются с предыдущим высказыванием Малахии об Илье, поскольку в нем также говорилось, что пророк Илья, придя накануне дня Господня, «обратит сердца» людей друг к другу. Вполне возможно, что Ангел – это Илья, день Господень – это пришествие Господа, а приготовленный путь – это обращенные и готовые к принятию Господа сердца людей.

Так ли это, мы увидим в дальнейшем, а пока обратим внимание на еще одно важное для нас пророчество. Оно записано в книге пророка Исаии и гласит:

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Исаия40:3-5).

Собственно, в нем мы видим те же схожие мотивы. Прежде всего, речь идет о некоем возвещающем «гласе», скорее всего, глашатае, который призывает «приготовить путь Господу». То есть сходство с двумя приведенными выше пророчествами Малахии налицо. Теперь, рассмотрев необходимую ветхозаветную пророческую базу, мы можем перейти к евангельским текстам.

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫ О ПРОРОКЕ ИЛЬЕ

В самом начале мы уже рассмотрели основную канву высказываний о пророке Илье в Евангелиях. Как уже можно было увидеть, данная Иисусом Христом оценка Иоанна Крестителя, которого Он видел Ильей, не совпадает с оценкой, данной самому себе Иоанном. Однако же давайте внимательнее рассмотрим эти высказывания.

Но перед тем, как мы к ним вернемся, обратим внимание на еще один евангельский текст, говорящий о статусе Иоанна Крестителя:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Луки1:13-17).

Этот текст – из слов Ангела, пришедшего возвестить священнику Захарии о рождении у него сына, который впоследствии и прославится как Иоанн Креститель. Сделаем акцент на том, что сын Захарии будет совершать свое служение накануне прихода Господа «в духе и силе Ильи». То есть это явная ссылка на пророчество Малахии, но при этом содержащая важное уточнение. Иоанн не является собственно Ильей, он Иоанн. Но при этом его служение – именно «в духе и силе Ильи». И только в этом переносном смысле его можно назвать «Ильей».

Также обратим внимание на слова Ангела о том, что Иоанн «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их». Это явно перекликается с пророчеством Малахии о явлении «Ильи пророка», который «обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их», косвенно перекликается с другим пророчеством Малахии про «Ангела», который явится перед пришествием Господа, чтобы «приготовить путь» Ему, а также и с пророчеством Исаии о «гласе», призывающем «приготовить путь Господу».

Но из дальнейших евангельских диалогов мы узнаем об Иоанне-Илье еще больше. Прежде всего, вспомним слова Христа, Который абсолютно не сомневался в этой связке: «ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». То есть Иисус цитировал пророчество Малахии об Ангеле, таким образом одновременно ссылаясь на пророчества и об Илье (4:5-6), и об Ангеле (3:1), фактически видя в них одно и то же лицо – Иоанна Крестителя.

Хорошо, Иисус не сомневается, что древние пророчества говорят об Илье, который, пусть и в переносном смысле, является Иоанном Крестителем. Но как же быть с явным отрицанием собственного статуса самим Иоанном? Для ответа на этот вопрос необходимо более внимательно посмотреть на слова Иоанна. Отвечая вопрошающим, он не просто дал отрицательный ответ. На дополнительный вопрос, кем же он сам себя считает, он ответил: «я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». То есть Иоанн сослался в отношении себя на пророка Исаию. На то самое пророчество, которые мы приводили выше.

Кстати, в числе прочего, Исаия там также говорит: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]». Но ведь это прямые слова, которые Евангелист Лука адресует к Иоанну Крестителю (Лук. 3:4-6). Таким образом, круг наших рассуждений замыкается. Все три ветхозаветных пророчества (Малахия 3:1; 4:5-6; Исаия 40:3-5) сходятся на одной личности – Иоанне Крестителе.

Согласно им, Иоанн Креститель является и «Ильей», и «Ангелом», и «гласом». Причем во всех трех пророчествах у него одна и та же миссия: приготовить путь к принятию грядущего Господа, то есть подвигнуть к покаянию сердца людей, Его ожидающих. Именно это позволит им распознать Его явление, что мы и видим в евангельских повествованиях.

 

ПРИЧИНА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТВЕТА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Так почему же Иоанн дал отрицательный ответ на прямой вопрос «не Илья ли он»? Именно потому, что вопрошающие ждали не только самого Илью, которым Иоанн был лишь в переносном, пророческом смысле. Но и потому, что «день Господень» воспринимался им как наступление новой апокалиптической эры, время наступления которой – еще в будущем. Ответ Иоанна как раз и намекал им об этом. С одной стороны, он отрицал, что он – «Илья», но при этом ясно заявлял, что он – «глас» из той же самой серии пророчеств. То есть ответ Иоанна продиктован неверными, но при этом самоуверенными установками самих вопрошающих.

Иоанн понимал, что он пришел лишь «в силе и духе Ильи», потому что апокалиптические события еще не наступили. Наступление «дня Господня» при этом разделилось на два этапа. Предшествующий, в котором Господь явится неприметно и поэтому неожиданно, то есть «внезапно». И завершающий, «великий и страшный», в котором Он придет как Судья. И Малахия, и Исаия в своих пророчествах подразумевали сразу оба, не разделяя их. Поэтому вопрошающие Иоанна не понимали этого, да и не хотели понимать. И это было основной причиной его ответа, в котором не было объяснений, но при этом были сразу «да» и «нет».

К сожалению, дать абсолютно точный ответ на вопрос об отрицательном утверждении Иоанна пока невозможно, поскольку он может быть связан с апокалиптическими событиями будущего. Посему мы предложим несколько возможных вариантов ответов.

  1. Изначальный переносный смысл.

То есть, пророк Малахия, говоря о пришествии Ильи, с самого начала не подразумевал самого воскресшего пророка. И Ангел, обращаясь к Захарии, отцу Иоанна, это объяснил, сказав, что его сын придет лишь «в духе и силе Ильи». В конце концов, пророчества – это не научный текст с точными формулировками, и они не должны сразу давать очевидную информацию. Пророчество формулируется исходя из того, что оно будет постигаться в процессе своего свершения, приводя тем самым сердца людей, которые будут его постигать, к духовному движению. А при подобных ожиданиях изначальная абсолютно точная формулировка не требуется.

  1. Пророк Илья придет только при окончательных апокалиптических событиях.

Это еще один вариант понимания ответа Иоанна. Вполне возможно, что иногда толкуемый сегодня образ двух пророков из книги Откровение (11:3-12) как пришествие вознесенных на небеса Ильи и Еноха имеет под собой основания. Иоанн мог дать отрицательный ответ, потому что понимал: он – лишь исполнение первой части пророчеств о приходе Господа. Он еще не сам Илья, а лишь пророк, пришедший «в духе и силе Ильи». Ведь при явлении Иисуса Христа стало понятно, что Его пришествие свершится еще раз и только тогда будет окончательным. То есть самому Илье еще предстоит прийти на землю вместе с Енохом для своего завершающего служения. По крайней мере, такое толкование также имеет право на существование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели очередное «противоречие» касательно статуса Иоанна Крестителя. Утвердительная позиция Иисуса Христа и отрицательная – самого Иоанна объясняется тем, что ситуация с пришествием Господа и наступлением дня Господнего оказалась сложнее, чем виделась ожидающим все это иудеям. Древние пророки, такие, как Малахия и Исаия, как оказалось, имели в виду два пришествия. Первое предполагалось тихим и потому неожиданным для всех. Таковым и оказался приход Иисуса две тысячи лет назад. Второе будет очевидным для каждого и завершится окончательным судом. Оно еще только грядет для всех нас.

Посему подлинной проблемой ответов Иисуса и Иоанна было то, что вопрошающие иудеи не собирались вникать в эту сложность сбывающихся и еще грядущих событий. Они жаждали немедленного пришествия Господа, Который, по их чаяниям, обязан сделать именно то, чего они ожидали, – дать им материальное благоденствие и политическую свободу. Именно поэтому Иоанн отрицательно отвечал на их прямые вопросы. Ведь он понимал, что не является собственно Ильей. Он пришел лишь «в духе и силе Ильи». Самому же Илье, возможно, еще предстоит прийти при наступлении «дня Господнего великого и страшного».

 

ПЕРЕЙТИ К ОБСУЖДЕНИЮ НА ФОРУМЕ

TVSEMINARY