вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»
ВСЕМ ЛИ ГОВОРИЛ ИСТИНУ ИИСУС?
Иисус Христос известен тем, что пришел для служения человечеству. И это не только вера христиан. Даже не разделяющим христианскую веру это тоже известно. Образ Христа служащего, помогающего и совершившего самопожертвование весьма распространен. Именно в этом ракурсе мы и рассмотрим очередное противоречие. С одной стороны, Иисус действительно всего Себя отдавал на служение людям, ради которых и воплотился на земле. Однако при этом существуют евангельские свидетельства, которые отчетливо говорят о том, что не всем и не всегда Иисус делился со страждущими. Так это или нет, будет видно по ходу нашего рассуждения, но для начала давайте сформулируем главный вопрос.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ, СОГЛАСНО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ТЕКСТАМ
В чем же конкретно состоит противоречие, исходящее из отношения Иисуса к Своим слушателям и ученикам? Обратим внимание на текст, подтверждающий наше изначальное утверждение о том, что Иисус пришел, чтобы послужить человечеству. И, в частности, людям, которые окружали Его, открыв им Истину спасения и духовного преображения.
Об этом Сам Иисус довольно прямо свидетельствует в сцене Его допроса у первосвященника:
«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Иоанна 18:19-21).
Получается, что Иисус недвусмысленно заявляет о Своей полной открытости в вопросе проповедуемой Им Истины, говоря: «Я говорил явно миру… спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил». Казалось бы, здесь не должно быть никаких вопросов. Служа людям и провозглашая им Истину, Иисус был совершенно открыт в Своей проповеди. Однако Евангелия доносят до нас и другие свидетельства, и они – несколько противоположного характера. Рассмотрим их.
Описывая Его служение, евангелист Марк в диалоге об учении притчами приводит такое суждение:
«И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» (Марка 4:33-34).
То есть получается, что Иисус рассказывал окружающим Его людям не все; кое-что Он передавал только лишь Своим ученикам. Народу он рассказывал притчи – иносказательные истории, а позже, только находясь наедине с учениками, объяснял им их смысл. Не получается ли в таком случае, что, с точки зрения Христа, не все были достойны провозглашаемой Им Истины?
Причем это далеко не единственное подобное свидетельство. В Евангелии от Матфея приводится диалог между Иисусом и Его учениками, где они прямо задают Ему вопрос по поводу подобной дифференциации «достойных-недостойных». В этом диалоге Иисус выражается еще более прямо:
«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матфея 13:10-11).
Таким образом, мы убеждаемся, что, с одной стороны Иисус настаивает, что Свое учение Он «говорит явно миру», а с другой – заявляет, что познать Истину могут только Его ученики, а остальным слушающим это «не дано». С одной стороны, Он утверждает, что «тайно не говорил ничего», а с другой – говорит ученикам, что только им «дано знать тайны». Так всем ли Иисус адресует Свою проповедь о спасении, или Он подходит избирательно? И нет ли тогда в Его заявлениях противоречия, если не сказать, откровенной лжи? Попробуем разобраться.
ПРИТЧА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ПРОПОВЕДИ ХРИСТА
Для начала давайте обратим внимание, что на допросе в диалоге с первосвященником Иисус отвечал на вопрос о Своем учении в целом и отчетливо заявил, что о нем Он «говорил явно», то есть «открыто» (греч. «парресиа») и без двусмысленностей (Иоанна 18:20). Однако Его диалог с учениками посвящен несколько иной тематике (Матфея 13:10-11). В нем они говорят конкретно об учении притчами, а не об учении вообще. Посему, для того, чтобы точнее понять смысл их рассуждений, нам следуют обратить внимание на то, что представляет собой притча и какую именно роль она играет в духовных наставлениях.
Прежде всего, притча – это краткая, чаще всего вымышленная, история, представляющая собой поучение, высказанное в образной, иносказательной форме. Она рассказывалась в контексте духовного назидания как иллюстрация, добавляющая наглядности. При этом заметим, что сама притча не являлась учением. Она была лишь составной частью наставления, провозглашаемого авторитетным учителем-наставником.
Будучи иллюстрацией и играя роль своеобразного «переводчика» определенных возвышенных смыслов на понятные категории, притча, как правило, содержала в себе чрезвычайно распространенные и знакомые образы – нечто, бывшее неотъемлемой частью жизни слушателей. Подобное мы без труда обнаруживаем в притчах Иисуса, когда Он рассказывает о сеятеле (Матфея 13:3-23; Марка 4:3-20; Луки 8:5-15), о потерянной монете (Луки 15:8-10), о ловле рыбы (Матфея 13:47-50) и о многих других бытовых ситуациях.
Любопытно также отметить, что, согласно раввинской традиции, поучение притчами составляло около трети от числа всех остальных наставлений раввина в иудаизме. Именно это соотношение мы видим и в деятельности Иисуса Христа. Будучи «раввином», то есть «Учителем» (Иоанна 3:2), и к тому же с большой буквы, примерно треть Своих поучений, записанных в Евангелиях, Он излагал именно в виде притч.
Таким образом, становится понятно, что рассказанная наставником в качестве иллюстрации к поучениям притча будет понятна любому слушателю и в любом случае. Однако понятна она будет ровно настолько, насколько слушающий созрел до восприятия Истины. Ведь любое по-настоящему духовное наставление многопланово и имеет разные уровни раскрытия. Посему нет ничего особенного или плохого в том, что разные люди воспринимали разные уровни Истины, вникая в слышанные ими притчи сообразно своим возможностям. И посему нет ничего необычного в том, что простые люди, пришедшие послушать Христа между делом, и ученики, избранные Им и посвятившие Ему свои жизни, узнавали из притч Иисуса Истину, но на несколько разных уровнях.
ОСОБЕННОСТИ ПОУЧЕНИЯ ИИСУСОМ ПРОСТЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ ПРИТЧАМИ
Теперь давайте разберемся, в чем конкретно была разница между тем, когда Иисус рассказывал притчи простым слушателям, которые во множестве окружали Его ежедневно, и между тем, когда Он излагал притчи непосредственно Своим ученикам.
Обратим внимание на продолжение диалога в 13 главе Евангелия от Матфея, где Иисус отвечает на вопрос учеников относительно поучения притчами:
«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матфея 13:10-15).
Таким образом, мы без труда убеждаемся в том, что Иисус ничего не скрывает от простых слушателей. Он лишь дает в Своих наставлениях каждому тот уровень понимания Истины, до которого тот созрел. К сожалению, Иисусу приходится констатировать, что в основной своей массе простые слушатели – это обыватели, которые, будучи полностью погружены в свои бытовые сиюминутные проблемы, заинтересованы в восприятии Истины лишь поверхностно. Соответственно, Его ученики представляют собой совсем иную категорию слушателей, намного более мотивированную и посвященную, чем все остальные. Однако в любом случае притча все равно работает именно так, как необходимо: она всегда понятна для всякого человека, но для каждого – в соответствии с его уровнем.
Причем, рассуждая далее, Иисус подчеркивает особенность статуса Своих учеников, говоря:
«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Матфея 13:16-17).
То есть Его ученики были явно расположены и готовы воспринимать Истину на максимально возможном для себя уровне. Более того, в этом диалоге Иисус говорит о некой тайне, которая, несмотря на все наставления, была не воспринимаема обычными слушателями и при этом старательно постигаема учениками. Иисус ясно подчеркивает это словами: те люди «и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами», а про учеников же говорит так: «Ваше же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…»
Итак, мы вполне разобрались в том, как работает притча в контексте духовных наставлений. Поняли, почему Иисус наедине с учениками проводил им «дополнительные» наставления. Повторим еще раз: притча никогда не зашифровывает Истину. Напротив, она делает ее понятной, но лишь на доступном слушателю уровне, до которого он духовно созрел. Более созревший и услышит больше. То есть в этом отношении Иисус ничего предосудительного не совершал, предоставляя каждому тот уровень знаний, к которому тот был готов. Остался лишь вопрос с тайной, которую Он не открывал обычным слушателям, но открывал Своим ученикам. Нет ли здесь предосудительности в Его действиях?
ТАЙНА, КОТОРУЮ ИИСУС ОТКРЫВАЛ ТОЛЬКО УЧЕНИКАМ
Вспомним, что в диалоге с первосвященниками Иисус утверждает, что «тайно не говорил ничего» (Иоанна 18:20). Здесь Иоанн использует греческое слово «крюпто», что означает «потайное, скрытое, сокровенное». Однако в диалоге с учениками Он говорит, что «вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матфея 13:11). Матфей использует другое слово, переведенное в Синодальном как «тайна» – «мюстериа», которое по значению очень схоже с «крюпто», но имеет дополнительное значение – «секрет, таинство». Понятие, используемое Матфеем, явно подчеркивает особое воздействие Святого Духа, а не просто нечто неизвестное другим. Здесь подразумевается именно тот уровень Истины, который готовы воспринять ученики, но который одновременно не доступен для всех остальных, в силу их духовной незрелости и удаленности от духовных реалий, проповедуемых Христом.
Что касается прямого смысла этой «тайны», то на самом деле ничего специально сокрытого от людей в ней нет. Эта «тайна» скрыта только от тех, кому Истина без надобности. Иными словами, можно сказать, что тайна-истина, проповедуемая Христом, – это «секрет Полишинеля», что-то вроде «по секрету всему свету». Апостол Павел вполне определенно и недвусмысленно высказался об этой «тайне» так:
«…о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь» (Римлянам 14:24-26).
Тайна-Истина, «явленная и возвещенная всем народам», – это и есть Сам Иисус Христос. Она заключалась в том, что смысл рождения и служения Иисуса был предсказан пророками, что Он являл Собой исполнение этих пророчеств и был величайшим откровением, когда-либо дававшимся человечеству. Слова Его были направлены не только на спасение людей, но и судили их, ведь об этих людях сказано: «…слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите…» (Матфея 13:14), так как многие из слушающих притчи не желали покаяться и покориться Богу. Весь ее секрет заключается в том, что Иисус – Господь, Иисус – Царь, Иисус – Мессия, Иисус – Тот, о Котором говорили все пророки, Спаситель человечества, великое откровение Божие, Альфа и Омега (Откровение 21:6-8; 22:12-16), единственный путь примирения с Богом (Иоанна 3:36; Римлянам 6:23).
Эта тайна также заключает в себе преображающую «мистерию» Святого Духа, которая является тайной лишь для того, кто не собирается открывать свое сердце для Его воздействия. Посредством силы Святого Духа осуществляется духовное преображение и спасение души того, кто верою принимал наставления Иисуса Христа.
Таким образом, мы вновь убедились, что ничего принципиально эзотерического Иисус не проповедовал. В Его учении не было ничего такого, что Он намеренно бы скрывал от окружающих. Он готов был дать всю полноту Истины каждому, но лишь немногие готовы были постигать ее. И даже ученики далеко не всегда воспринимали то, о чем Он говорил (см. Марка 4:13; 6:52; 8:17; 9:10). Но при этом Истина всегда принципиально открыта для любого желающего ее постигнуть.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Итак, мы убедились в том, что в Своем учении Иисус ничего специально не скрывал от общей массы слушателей. Напротив, Он старался сделать все, чтобы каждый воспринял хоть что-нибудь из Его поучений. Именно поэтому Он широко использует притчу, которая по своей природе призвана доносить до слушателя тот уровень Истины, который тот способен воспринять.
Что же касается «тайны», которую Иисус раскрыл своим ученикам, так этой тайной был Он Сам – воплотившийся Господь и Спаситель мира. Он был той вестью, которую основная часть Его слушателей была просто не готова услышать и принять. Только Его ученики постигли эту очевидную Истину, и то не сразу. Ведь Истина воспринимается не только разумом; ее надо пережить благодаря преображающему воздействию Духа Святого.