вернуться в основной раздел: «Ответы на кажущиеся «противоречия» в Библии»
ВСЕ ЛИ ЛЮДИ ГРЕШАТ ИЛИ ЕСТЬ ТЕ, КТО СПОСОБЕН НЕ ГРЕШИТЬ?
Пожалуй, именно Библия является единственным в мире Священным Писанием, которое провозглашает всеобщую греховность всех людей на земле и каждого в частности. Только она утверждает несостоятельность человеческих усилий в борьбе с собственной принципиальной испорченностью. Однако в ней также встречаются упоминания о возможности совершенно не грешить, что поневоле вступает в противоречие с абсолютностью первого утверждения. Так ли это, попробуем разобраться.
ИЗЛОЖЕНИЕ ДОКТРИНЫ ВСЕОБЩЕЙ ГРЕХОВНОСТИ.
Вначале, кратко изложим библейскую доктрину о всеобщей греховности. Кратко, чтобы чрезмерно не увеличивать объем нашего обсуждения. Первые ее формулировки представлены в ветхозаветных текстах:
«Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую» (3 Цар. 8:46).
Та же формулировка: «ибо нет человека, который не согрешил бы» звучит и в параллельном отрывке во Второй книге Паралипоменон 6:36.
Еще более радикально собственную греховность описывает царь Давид в знаменитом «покаянном» псалме:
«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).
В соломоновых Притчах автор задает риторический вопрос, ответ на который предполагает совершенно определенный и абсолютный вывод о полной неодолимости силы греха:
«Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»» (Прит. 20:9)
И финальную точку под утверждением всеобщей непобедимой греховности ставит автор книги Екклесиаст:
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20).
Таким образом мы убеждаемся, что ветхозаветные авторы в целом уже озвучили все необходимые положения рассматриваемой доктрины. Прежде всего утверждается, что грешат все люди поголовно, не зависимо от своей морально-этической развитости. Во-вторых, утверждается, что эта греховность обретается человеком с самого рождения, а не является результатом последующего негативного влияния окружающего мира. В-третьих, утверждается, что в озвученных условиях человек просто не способен сопротивляться подобной греховности и не грешить. Тем более Ветхий Завет не приводит подобных примеров даже из числа праведников.
Тем не менее в Новом Завете доктрина всеобщей греховности получает окончательное выражение в более четких формулировках. Апостол Павел в послании Римлянам подхватывает слова Екклесиаста и пишет:
«Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10-12).
Апостол Иоанн в полной мере разделяет уверенность Павла о всеобщей неодолимой греховности, утверждая единственный путь избавления от нее – наше осознание собственного бессилия перед грехом, раскаяние и преображающее действие Господа:
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан. 1:8-9).
Окончательное провозглашение полной испорченности человека и его полной же несостоятельности в противостоянии силе греха описывается через признание факта его духовной «мертвенности», обретенного из-за воздействия того же греха. Причем сама ситуация, опять же, решается исключительно спасающим Божьим действием свыше:
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:1, 4-5).
Те же мысли озвучены в Кол. 2:13 и Евр. 6:1 и 9:14.
Итак, библейское учение о всеобщей греховности и невозможности самостоятельно решить проблему греха мы озвучили хоть и кратко, но вполне ясно.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ, КАСАЮЩЕГОСЯ ДОКТРИНЫ ВСЕОБЩЕЙ ПРИНЦИПИЛЬНОЙ ГРЕХОВНОСТИ.
Однако, как уже было заявлено в самом начале, в ряде своих текстов Библия занимает не столь однозначное отношение к вопросу принципиальной неодолимости силы греха. И в первую очередь здесь стоит обратить внимание на высказывания апостола Иоанна, который уже приводился нами как один из выразителей доктрины всеобщей греховности. Однако, обратим внимание на такие его высказывания:
«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан. 3:8-9).
Начало его утверждения вполне вписывается в озвученную доктрину, тем не менее далее он говорит о существовании людей, которые не грешат, потому что не способны грешить. Ту же самую мысль он еще раз повторяет в другой главе этого же послания:
«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан. 5:18).
Таким образом, апостол Иоанн совершенно определенно говорит о людях, которые являются совершенными в собственных действиях и никоим образом не зависят от всепобеждающей силы греха. Однако здесь возникает совершенно очевидный и естественный вопрос: если такие люди есть, то почему они никому не известны? И тогда как вообще можно доказать возможность существования подобных людей?
Таким образом мы приходим к формулировке нашего противоречия. С одной стороны, Писание утверждает всеобщность и неодолимость силы греха, говоря, что «нет человека, который не грешил бы». С другой стороны, в ряде текстов мы видим утверждение о существовании людей, которые «не грешат». Налицо явное противоречие, которое нуждается в объяснении.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТОВ ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ИОАННА: «НЕ ГРЕШИТ».
Чтобы дать ответ на озвученное противоречие, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что на самом деле утверждает Иоанн. Поскольку, действительно, на фоне библейской доктрины его слова выглядят чересчур радикально.
В уже приведенном нами стихе из Первого послания Иоанна 3:9 заявлено, что «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». То есть как бы подчеркивается совершенно обратная неспособность некой категории людей. Если подавляющая масса человечества не способна не грешить, то эти люди, напротив, не способны совершать грех. Но в самом деле, если такие уникумы существуют, то их личности должны быть весьма заметны на фоне всех остальных. Совершенный и не совершающий вообще никаких греховных поступков человек (прежде всего на уровне мыслей!) своим необычным поведением будет бросаться в глаза на общем фоне как белая ворона посреди стаи своих черных товарок.
Однако результатом более детального исследования слов Иоанна станет определенная коррекция формулировки Синодального перевода. На самом деле апостол не утверждает категорично «не может грешить», поскольку строение фразы и сама логика Иоанна более точно выражается как «не может продолжать грешить». Это же в равной мере относится и к 1Ин. 5:18. То есть главная мысль не в окончательной и бесповоротной неспособности грешить, а в обретении окончательного чувства ненависти ко греху и возможности его побеждать. Что представляет собой несколько иную мысль. Иоанн провозглашает конкретный и окончательный результат победы Христа, который необходимо теперь сознательно воплощать в собственной жизни в каждом отдельно взятом ее событии.
Например, та же мысль звучит в тексте: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14, см. Мтф. 5:48). Где также не утверждается, что любой ставший убежденным христианином сразу и в одночасье становится всецело совершенным. Как у Иоанна, так и здесь имеется ввиду потенциальная возможность, которую еще необходимо научиться воплощать в реальной жизни. Причем в своей наивысшей форме она сможет быть окончательно реализована исключительно в условиях духовного Божьего Царства. Эта мысль неоднократно провозглашается в Писании в виде своеобразной формулы «уже да, но еще нет» (см. Еф. 2:4-7). Отражая не просто свершившийся факт, а определенный духовный опыт, требующий освоения и воплощения.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТОВ ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ИОАННА: «РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА».
Это второй важный момент, который необходимо рассмотреть для решения исследуемого возможного противоречия. Как несложно убедиться, данная фраза в качестве условия успешного результата оговаривается как в 1Ин. 3:9, так и в 1Ин. 5:18. В Священном Писании под «рождением от Бога» подразумевается кардинальное изменение человеческого характера, ценностей и наклонностей, которое происходит в результате искреннего обращения человека к Господу.
Безусловно, «рождение от Бога» это именно то, о чем повествует апостол Иоанн в том числе и в своем Евангелии, передавая диалог между Иисусом и фарисеем Никодимом. Основные фразы из объяснений Иисуса: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3) и «должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Где под «рождением» подразумевается уникальный духовный опыт, переживание. В результате которого возникает резкая внутренняя перемена, названная также «новым человеком» (Еф. 4:20-24).
Аналогия понятия «рождения» также понимается как передача человеку совершенной природы Бога, что, собственно, и обеспечивает вышеназванную внутреннюю перемену. То есть, обретя посредством обращения и рождения свыше природу Бога, человек становится дитем Божьим, получая при этом возможность действенно сопротивляться греху. Именно она несет в себе необходимый сверхъестественный потенциал для духовной победы над искушениями и, как результат, постоянного повышения качества собственного состояния. Что находит отражение во все более и более благочестивой жизни.
Таким образом, как уже было замечено вскользь, «рождение от Бога» является необходимым условием независимости от силы греха. Именно оно является единственным действенным средством одерживать победу над искушениями и достигать подлинной внутренней чистоты. В сам момент, когда подлинный христианин в своем противостоянии греху прибегает к помощи Божьей, в нем возникает то самое состояние, которое описывает Иоанн как «не грешить». Человек становится независимым от силы влечения ко греху и не совершает его.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ ИОАННА.
Необходимо пояснить несколько важных для понимания наставления Иоанна моментов. Прежде всего для него характерны достаточно прямые бескомпромиссные выражения, что уже понятно из процитированных отрывков его посланий. Тем самым Иоанн желает добиться полного понимания от своей аудитории, что грех – это всегда преступление, не зависимо от мотивов и обстоятельств согрешения. Тогда как Бог и все деланное Им – всегда святость, в принципе не имеющая ничего общего с грехом. В определенном смысле это можно считать педагогическим приемом, необходимым для прихода к совершенно однозначным вышеназванным выводам.
Тем более существуют вполне явные причины, почему Иоанн прибегает к столь категоричным формулировкам своих мыслей. Дело в том, что само Первое послание Иоанна главным образом посвящено решению вопроса последствий церковных проблем из-за влияния некой ереси раннегностического характера. Апостол, хоть и косвенно, но совершенно узнаваемо указывает в тексте на лжеучителей, деятельность которых привела к расколу в некой общине. Например, он неоднократно указывает на их неверие во Христа, пришедшего во плоти (1:1-4; 4:2-3). Но, что самое для нас главное, эти еретики явно принижали действенность греха (1:8-10). Возможно, утверждая, что грех, совершенный во плоти, не влияет на дух и не наказывается Богом вечным наказанием. Именно этому опасному лжеучению Иоанн противостоит, формулируя свои слова предельно ясно и посему категорично.
ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ.
Итак, мы вполне определенно можем сказать, что слова Иоанна в Первом его послании 3:9 и 5:18 не противоречат библейской доктрине о всеобщей греховности. Тем более он сам поддерживает ее в других отрывках, в том числе и приведенных в данном рассуждении. Как мы выяснили, задачей апостола была ясная реакция на деятельность еретиков, принижающих значение греха. А посему он весьма конкретно и даже резко высказался о грехе и святости.
Но вместе с этим дал понять, что подлинная святость в первую очередь есть результат «рождения от Бога», когда Сам Господь преобразует нашу природу и непосредственно помогает противостоять любому греховному искушению. Именно в этом случае христианин находится в режиме «не грешит», поскольку в тот самым момент пребывает в максимально возвышенном состоянии, испытывая отвращение ко греху и имея потенциал свыше не реагировать на любые его позывы.
Однако, любое, даже самое возвышенное состояние в реалиях нашего греховного мира никогда не длится постоянно. В тот или иной момент любой человек в силу непостоянства пораженной грехом человеческой натуры охладевает к возвышенному состоянию. И посему духовная жизнь всегда была не чем то обретенным «раз и навсегда», а тем, что, будучи обретено однажды, становится предметом каждодневного достижения.