Систематическое богословие. Экклесиология

SТ 5101.9 Систематическое богословие. Экклесиология

Описание курса:

Курс магистерской программы “СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ЭККЛЕСИОЛОГИЯ посвящен обсуждению доктрины о церкви, и уделяет особое внимание знакомству с актуальными богословскими дискуссиями по данной теме. В рамках данного курса студенты получат представление о природе церкви, о формах руководства, о служении женщин в церкви и церковных установлениях. Курс направлен на формирование профессиональной готовности к служению в поместной церкви, и способности защитить свою позицию в спорных вопросах. 

Курс «Экклесиология» является девятым разделом Систематического богословия и тесно связан с такими дисциплинами, как «Учение о Боге», «Христология», «Сотериология», «Пневматология» и «Эсхатология». Основная цель курса – представить студентам библейское учение о церкви, рассмотрев спорные вопросы в рамках экклезиологической проблематики. В рамках курса изучаются экклезиологическая теория и практика евангельских церквей. Курс имеет проблемный характер, так как в нем рассматриваются не только доктринальные аспекты учения о церкви, но также ставятся различные проблемы, связанные с интерпретацией экклезиологических понятий в разных конфессиональных сообществах. 

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные цели (знать):

  1. Представить доктрину о Церкви, показать ее место в структуре христианского богословии.
  2. Познакомить студентов с основными терминами и понятиями, отражающими уникальность учения о Церкви.

Эмотивные  цели (уметь):

  1. Показать возникновение и развитие основных богословских идей, касающихся учения о Церкви.
  2. Подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с содержанием изучаемой доктрины.
  3. Анализировать различные подходы и мнения, которые сложились в современной экклесиологии.

Психомоторные цели (владеть):

  1. Способностью использовать базовые знания в области экклесиологии.
  2. Навыком работы с богословским материалом, анализировать информацию, определять ее объективность.
  3. Способностью к написания богословско-исследовательских работ.

Содержание курса

1. Природа и определение церкви

В первом разделе курса доктор Джон Файнберг:
— даст определение термину экклесиология;
— ответит на вопрос: «является ли Церковь исключительно новозаветным образованием или понятие Церковь прослеживается и в Ветхом Завете»?
— представит образные сравнения, которые используются в Писании для понимания природы Церкви.

1.1. Введение

Является ли церковь исключительно новозаветным образованием? Следует ли включать откровения Ветхого Завета в наше понимание церкви? Когда была основана церковь? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— объясняет значение термина «экклесиология»;
— помогает очертить круг вопросов, связанных с учением о церкви;
— говорит о методологии изучения экклесиологии;
— указывает на разницу между описанием и предписанием;
— приводит примеры двух видов описательного текста;
— отвечает на вопросы студентов.

1.2. Природа и определение Церкви

Как церковь описывается в Священном Писании? Для чего Иисус Христос использовал метафоры? Чему Он хотел нас научить? В этом разделе курса преподаватель:
-рассматривает значение слова «церковь» в английском языке;
-разбирает значение слова «церковь» в Библии;
-говорит о важности образов церкви в Писании;
-отвечает на вопрос о церкви как священстве.

1.3. Структура церкви и временные служения

Для чего нам нужна организованная структура в церкви? Разве недостаточно следовать руководству Духа Святого? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— говорит о формах организации церкви, описанных в Новом Завете;
— объясняет, какую роль играли пророки в церкви;
— делит служения и служителей на разные категории;
— рассказывает о людях, которые не хотят быть членами поместной церкви.

1.4. Постоянные служения в поместной церкви. Терминология

Один вид служения для руководителей церкви в Библии назван тремя разными терминами. В этом разделе курса Джон Файнберг:
— говорит о трех терминах, которые описывают одно служение;
— приводит пример церквей, которые различают эти служения;
— отвечает на вопросы студентов и говорит о роли пастора.

1.5. Постоянные служения в поместной церкви. Качества служителя

Какими качествами должен обладать служитель церкви? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— обращает внимание на характеристики служителей;
— объясняет, как следует относиться к библейским требованиям при выборе служителей, не впадая в крайности;
— напоминает о необходимости поддерживать гармоничные семейные отношения;
— рассматривает случаи, когда кандидат не может стать пастором.

2. Требования к пасторам и дьяконам

В этом разделе курса доктор Джон Файнберг:
— рассмотрит три типа обязанностей пресвитера или старейшины;
— представит формы церковного руководства;
— обратит внимание на характеристики служителей;
— даст практические советы будущим служителям.

2.1. Форма организации церкви и количество пресвитеров

Содержится ли в Библии требование, чтобы церковью руководила группа людей или же один пастор? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассказывает о напряженной ситуации в церквях, когда начали обсуждать вопрос о количестве руководителей;
— рассматривает недоразумения, связанные с этим вопросом;
— приводит примеры из жизни.

2.2. Несколько пресвитеров: аргументы «за»

Какие аргументы используются в защиту теории, что церковью должна управлять группа пресвитеров, а не один пастор? В этом разделе курса преподаватель:
— рассматривает ключевые библейские тексты, в которых слово «пресвитер» употребляется во множественном числе;
— объясняет, как толкуются библейские тексты, в которых слово «пресвитер» употребляется в единственном числе.

2.3. Несколько пресвитеров: аргументы «против»

Почему кто-то продолжает думать, что церковью после представленных возражений должна руководить группа служителей? Как используются термины «пресвитер» или «старейшина» в новозаветных текстах? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— делится результатами своего исследования;
— напоминает о разнице между описательным и предписательным языком;
— рассматривает ключевые стихи, в которых используются эти термины.

2.4. Разбор текста из Послания к Титу 1:5

Можно ли сказать, что первая глава Послания к Титу подтверждает, что все церкви должны иметь больше одного служителя? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает библейский текст Титу 1:5 и обращает внимание на неприемлемую реакцию на этот текст;
— рассказывает о том, что церковь представляла собой во времена Тита;
— разъясняет распоряжение апостола Павла поставить пресвитеров в Крите;
— рисует диаграмму, иллюстрирующую ситуацию с домашними церквями в городе Филиппы.

2.5. Выводы

К каким выводам можно прийти в ходе дискуссии о количестве пресвитеров в церкви? В этом разделе курса преподаватель:
— обращает внимание на то, что даже предписательный текст из Послания Титу не упоминает количество служителей в поместной церкви;
— говорит о том, что в Новом Завете нет образца для подражания по обсуждаемому вопросу;
— дает практические советы для будущих служителей.

2.6. Требования к дьяконам

Отличаются ли требования к дьяконам от требований к пресвитерам? Говорит ли Писание, что женщины могут быть диакониссами? Требует ли Писание определенной процедуры рукоположения? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— говорит о необходимости серьезно относиться к требованиям, которые предъявляются к дьяконам в Библии;
— напоминает основную цель дьяконовского служения;
— просит студента рассказать о процедуре рукоположения в его стране.

3. Служение женщин

Какими служениями, с точки зрения Священного Писания, могут заниматься в церкви женщины ? Может ли женщина быть пастором церкви? Здесь преподаватель Джон Файнберг рассуждает об этих вопросах и:
— анализирует суть проблемы о роли женщины в церкви;
— исследует библейские тексты о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами;
— рассказывает о докторской диссертации своего студента;
— рассматривает аргументы за и против различных позиций, связанных с женским служением.

3.1. Служение женщин в церкви: суть проблемы

Когда мы начинаем изучать литературу о служении женщин в церкви, мы находим много материалов, уводящих в сторону от главного вопроса. В этом разделе курса преподаватель:
— помогает понять суть проблемы о женском служении;
— приводит четыре вида дебатов, связанных с ролью и положением женщины;
— обращается к тексту из Послания к Галатам.

3.2. Понимание проблемы

Почему разные виды дебатов о служении женщины в церкви логически независимы друг от друга? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— выделяет один из основополагающих дебатов, который служит фундаментом для остальных;
— предлагает подумать об этике и разобрать вопрос об убийстве;
— объясняет разницу между главенством в семье и главенством в церкви;
— аргументирует свою позицию.

3.3. Вопросы и ответы

Какой бы позиции в дискуссии о взаимоотношении полов вы ни придерживались, вам необходимо привести логические аргументы в ее защиту. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на следующие вопросы студентов:
— Не выбираем ли мы из дебатов о служении женщин только то, что нам нравится, забывая о целостной картине?
— Есть ли в Священном Писании текст, который дает ясный ответ на вопрос о взаимоотношении полов?

3.4. Правильный подход

Большинство людей, вовлеченных в дебаты о роли женщины в церкви, не видят логических различий между разными темами и пытаются объединить их в одну большую дискуссию. Насколько верен подход, предлагаемый преподавателем? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— читает фрагменты из книги о библейской мужественности и женственности;
— подчеркивает концептуальные различия между дебатами.

3.5. Библейское равенство мужчин и женщин

В Библии говорится о том, что мужчины и женщины в искуплении равны пред Богом. В этом разделе курса Джон Файнберг:
— анализирует документ «Мужчины, женщины и библейское равенство» и указывает на нелогичность некоторых утверждений;
— разбирает значение слова «помощник»;
— напоминает о разнице между определением слова и концепцией.

3.6. Спор о главенстве

Все дебаты о роли женщины сводятся к вопросу о главенстве, руководстве и власти. Как применить идею о главенстве мужчины в церкви, обществе и семье? Должно ли это быть в центре дебатов? В этом разделе курса преподаватель:
— говорит о разных значениях греческого слова «глава»;
— обращает внимание на методологическую ошибку;
— настаивает на том, что не следует переносить результаты одних дебатов на другие дебаты;
— отвечает на вопросы студентов.

3.7. Мужчина и женщина перед Богом

При рассуждении о роли женщины в церкви и взаимоотношении между мужчинами и женщинами не следует забывать о духовных дарах. Достаточно ли иметь духовный дар для получения должности? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— размышляет о связи между духовным даром и служением в церкви;
— затрагивает библейские и богословские вопросы о положении мужчин и женщин пред Богом;
— отвечает на вопросы студентов.

3.8. Учение о церковных дарах

Следует ли начинать дискуссию о роли женщины в церкви с первых глав Книги Бытие? Ограничена ли женщина в выборе служения, несмотря на наличие соответствующего духовного дара? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— предлагает посмотреть на список даров и обращает внимание на то, что нет отдельных списков для мужчин и для женщин;
— возвращается к вопросу о библейских требованиях к старейшинам;
— напоминает нам о цели духовных даров;
— перечисляет три принципа из первой главы Бытие.

3.9. Вопросы и ответы

Почему имеет значение тот факт, что Адам был создан раньше Евы? Имеет ли порядок творения во второй главе Книги Бытие богословское значение? В этом разделе курса преподаватель отвечает на вопросы студентов и:
— разбирает фрагмент из 2 главы Книги Бытие;
— рассуждает об употреблении термина «помощница»;
— обращает внимание на аргументацию Апостола Павла в 1 Тимофея 2:13-15.

3.10. Служение женщин в церкви: повторение

Если женщина может быть президентом страны, означает ли это, что она может быть главой семьи? Джон Файнберг возвращается к вопросу о главенстве, который был в центре внимания четырех дебатов о роли женщины в обществе, церкви и семье и:
— рассуждает о том, кто может быть во главе государства;
— приводит пример правления королевы Виктории;
— объясняет, почему вопрос о главенстве должен и не должен быть в центре обсуждений;
— отвечает на вопросы студентов.

3.11. Разбор 1-го Послания к Коринфянам 11

Может ли женщина быть пастором церкви или проповедовать в ней? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— сравнивает 1 Коринфянам11:2-16 и 1 Коринфянам 14:34-37;
— объясняет разницу между проповедью и пророчеством;
— цитирует толкование Сьюзан Фо;
— читает 1 Коринфянам11:2-16 для разъяснения аналогии, использованной Апостолом Павлом.

3.12. Вопросы и ответы

Какое отношение библейский текст о покрытии головы имеет к дебатам о служении женщин в церкви? В этом разделе курса преподаватель отвечает на вопросы студентов и:
— продолжает рассуждать о значении слова «глава»;
— рассматривает практические ситуации;
— говорит об общих правилах и принципах.

3.13. Разбор 1-го Послания к Коринфянам 14:34-37

При поверхностном прочтении 14 главы 1 Послания Коринфянам складывается впечатление, что этот текст запрещает женщинам говорить в церкви. Не противоречит ли это 11-ой главе, где они могли пророчествовать и публично молиться? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— обращает внимание на ошибки в толковании стихов вне контекста;
— разбирает библейский текст и не находит противоречий;
— приводит примеры необоснованных крайностей.

3.14. Разбор Галатам 3:28 и 1-е Тимофею 2

Основная тема Послания к Галатам – это не тема взаимоотношений мужчин и женщин. Но почему Галатам 3:28 считается одним из главных стихов в дискуссии о роли женщины и ее праве учить в церкви? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает основную тему 3 главы Послания к Галатам, обращая внимание на кульминацию;
— высказывает свое отношение к позиции Сьюзан Фо;
— напоминает нам о разнице между правилом и аргументацией.

3.15. Взаимоотношения в семье

Что означает выражение «немощнейший сосуд» в 1 Послании Петра 3:7? В каком положении оказывается женщина в семье, если она подчиняется Библии? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— напоминает нам о безошибочности библейского текста;
— рассматривает контекст для лучшего понимания текста;
— рассуждает о положении женщины в древнем мире;
— подчеркивает, что этот текст не говорит о роли женщины в церкви.

3.16. Вопросы и ответы

Как следует понимать спасение через чадородие? Если в Бытие мужчина дает имя Еве, подразумевает ли это власть мужа над женой? В этом разделе курса о роли женщины и ее служении в церкви Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов и снова напоминает нам об изучении значения слов и правильном применении этих знаний.

4. Формы церковного управления

В этом разделе курса доктор Джон Файнберг:
— покажет плюсы и минусы трех основных форм церковного руководства: епископальной, пресвитерианской и конгрегационной;
— выскажет свое мнение о том, есть ли предписание в Библии о форме руководства церковью;
— разъяснит учение исторических церквей об апостольской преемственности;
— ответит на вопросы студентов.

4.1. Формы церковного руководства

В истории церкви сформировались три основные формы управления церковью: епископальная, пресвитерианская и конгрегационная. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— предлагает нам изучить аргументы в поддержку разных форм руководства церковью;
— отвечает на вопросы студентов.

4.2. Оценка аргументации разных форм руководства

Есть ли предписание в Библии о форме руководства церковью? Какая форма руководства считается наиболее приемлемой? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— предлагает нам оценку аргументации, которую использует каждая модель церковного руководства;
— говорит о том, как сторонники епископального подхода относятся к роли Иакова на соборе;
— разбирает тексты из Посланий Тимофею и Титу;
— разъясняет учение об апостольской преемственности.

4.3. Водное крещение для членства в церкви

Должно ли водное крещение быть обязательным условием для членства в церкви? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает традиционные аргументы в поддержку водного крещения;
— разбирает аналогию между обрезанием и водным крещением;
— напоминает о Великом поручении Иисуса Христа;
— объясняет главную идею библейского текста из 1 Послания Иоанна.

5. Заповеди церкви

Заповеди или таинства? Почему Иисус Христос повелел креститься и участвовать в Вечере Господней? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— знакомит нас с разными взглядами на водное крещение и хлебопреломление;
— отвечает на вопросы студентов.

5.1. Водное крещение: символизм и формы

С какой целью крестят младенцев? Когда была утверждена заповедь крещения? В этом разделе курса лекции преподаватель:
— объясняет разницу между «заповедями» и «таинствами»;
— рассматривает римско-католический взгляд на первородный грех и крещение младенцев;
— подчеркивает разницу между символизмом крещения и его значением;
— отвечает на вопросы студентов.

5.2. Крещение младенцев

Будут ли спасены дети, которые умерли до возраста различения добра и зла? Необходимо ли повторное крещение для человека, который был крещен в младенчестве? В этом разделе курса Джон Файнберг:
— говорит о Божьей справедливости и Божьем искуплении;
— рассуждает о степени ответственности человека, который не понимает Божьего закона;
— отвечает на вопросы студентов.

5.3. Хлебопреломление. Четыре подхода

На протяжении церковной истории сформировались четыре основных подхода, объясняющих участие Иисуса Христа в хлебопреломлении. В этом разделе курса преподаватель:
— рассматривает понятие «пресуществление»;
— объясняет отличительные особенности учения Лютера;
— рассказывает о реформатском взгляде на присутствие Христа во время причастия;
— анализирует ответ на вопрос о присутствии Христа в позиции Цвингли.

5.4. Хлебопреломление. Вопросы и ответы

Почему в некоторых католических церквях не используют чашу с вином во время хлебопреломления? Сходятся ли взгляды Ж. Кальвина на причастие со взглядами реформатского богословия? Насколько важен порядок совершения хлебопреломления? Какая связь между Песахом и Господней вечерей? Здесь Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов.

5.5. Хлебопреломление. Требования

Какие требование необходимо соблюдать, чтобы быть допущенным к хлебопреломлению? Что подразумевается под недостойным участием в причастии? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— объясняет, что Апостол Павел писал о Вечере коринфской церкви;
— приводит примеры разных требований для участия в причастии;
— отвечает на вопросы студентов.

5.6. Хлебопреломление. Пресуществление

Существуют разные точки зрения на присутствие Иисуса Христа в Вечере Господней. Что хотела показать католическая церковь идеей о пресуществлении святых даров? В этом разделе курса преподаватель:
— показывает, как принципы метафизики Аристотеля повлияли на теорию о пресуществлении;
— рисует диаграмму для иллюстрации возможности отличить одну субстанцию от другой;
— объясняет разницу между атрибутами постоянными и случайными.

5.7. Церковь в Ветхом Завете

Некоторые утверждают, что церковь существовала всегда. Другие считают, что церковь родилась в начале земного служения Христа. А кто-то предполагает, что церковь была основана в день Пятидесятницы. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— кратко рассматривает два из этих взглядов и приводит аргументы, которые используются в защиту каждой позиции;
— обращает внимание на важность понимания данной темы при изучении эсхатологии.

5.8. Церковь в Новом Завете

Что говорят сторонники других позиций о теории существования церкви в Ветхом Завете? Какие аргументы они используют, говоря о дне Пятидесятницы как о дне рождения церкви? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
-рассматривает термины, которые использованы в Новом Завете;
— приводит аргументы о единстве язычников и иудеев;
— обращает внимание на два греческих слова и иллюстрирует разницу между ними.