Проблема зла

ST815 Проблема зла

Описание курса:

Курс магистерского уровня «ПРОБЛЕМА ЗЛА» представляет собой богословское и религиозно-философское размышление доктора Джона Файнберга, который глубоко исследовал различные позиции по данной теме и разработал свою линию защиты и аргументации (теодицею). В рамках данного курса студентам предстоит познакомиться с идеями теистов и атеистов по проблеме зла, рассмотреть логическую, эвиденциальную и религиозную форму зла, научиться строить собственную стратегию защиты и найти ответы на злободневные вопросы.

Как всемогущий и благой Бог мог сотворить такой мир, в котором человека и животных ожидает страдание? Почему Божий замысел включает вечные муки в аду? Атеисты часто используют факт наличия зла и страданий в мире в качестве аргумента против веры в Бога. Существует ли вообще всесильный и любящий Бог, если в мире столько зла, боли и страданий? На эти и многие другие вопросы Джон Файнберг ответит в этом курсе.

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные цели (знать):

  1. Представить природу проблемы зла в её логической и эвиденциальной форме.
  2. Познакомить студентов как решается проблема зла в таких системах как теономия, метафизика Г. В. Лейбница, взгляд с точки зрения свободной воли, созидания души и др.

Эмотивные  цели (уметь):

  1. Выстроить свою защиту (теодицею) в контексте принятой богословской системы.
  2. Подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с содержанием изучаемой проблемы.
  3. Анализировать различные подходы и мнения, которые сложились в современной этике, антропологии и богословии относительно проблемы зла.

Психомоторные цели (владеть):

  1. Навыком душепопечительской заботы в контексте религиозной проблемы зла.
  2. Навыком работы с богословским, апологетическим и душепопечительским материалом, анализировать информацию, определять ее объективность.
  3. Способностью к написания богословско-исследовательских работ.

 

Содержание курса

1. Природа проблемы зла

Для атеистов проблема зла и бессмысленных страданий – один из основных аргументов против веры в существование Бога. Как же согласовать идею о всемогущем и любящем Боге c наличием зла и страданий? Может быть, Бог хочет избавить нас от зла, но не способен это сделать? А, может быть, проблема в чем-то другом? В лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг рассматривает основные идеи, связанные с христианским теизмом, знакомит нас с идеями атеиста Джея Маккия, говорит о практических последствиях проблемы зла для теистов и атеистов, а также объясняет разницу между логической и эвиденциальной формой зла.

1.1. Природа проблемы зла. Дэвид Юм и три предпосылки

В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг:
— читает фрагмент из книги «Многоликое зло» и объясняет, что говорят персонажи в диалоге философа Дэвида Юма;
— рассматривает три утверждения о Боге и зле и отвечает на вопрос: «Противоречат ли эти предпосылки друг другу?»;
— разбирает каждую предпосылку отдельно и говорит о способе решения дилеммы;
— дает определение понятию «настоящее противоречие» и приводит примеры противоречий.

1.2. Природа проблемы зла. Традиционный и нетрадиционный подход

В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг:
— читает фрагмент из эссе современного атеиста и философа Джея Маккия, который пишет о зле и всемогуществе Бога;
— объясняет, что подразумевает Маккий, и подчеркивает различия между религиозным и богословским пониманием проблемы зла;
— рассматривает пример с серийным убийцей;
— обращает внимание на проблему объема интенсивности зла и проблему беспричинности и бесцельности зла;
— отвечает на вопросы студентов.

1.3. Природа проблемы зла. Многогранность проблемы

Почему Бог, сотворивший животных, допускает их мучения? Как справедливый Бог может допустить, что хорошие люди попадают в ад? В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг отвечает на эти вопросы, а также:
— обращает внимание на многогранность проблемы зла;
— рассматривает ситуации, когда животные бессмысленно страдают в результате природных катастроф;
— говорит о проблеме наказания и проблеме ада;
— приводит высказывание христианского автора о религиозном плюрализме.

1.4. Природа проблемы зла. Логическая и эвиденциальная формы

Все разновидности проблемы зла, кроме религиозной, могут быть представлены либо в логической, либо в эвиденциальной форме. В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг:
— раскрывает главную задачу логической формы проблемы зла;
— напоминает определение «настоящего противоречия»;
— объясняет суть эвиденциальной проблемы зла;
— проводит краткий экскурс в историю;
— рассказывает о книге «Бог. Свобода. Зло», в которой защищается христианский теизм;
— представляет защиту Алвина Плантинги с точки зрения свободной воли.

1.5. Природа проблемы зла. Вопросы и ответы

Почему каждому богослову важно дать определение таким понятиям, как «добро» и «зло»? Какие элементы включает в себя процесс убеждения? Какова степень вероятности теизма в глазах атеиста? Почему аргументы теистов звучат неубедительно для некоторых людей? В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов и рассуждает о линии аргументации теистов и атеистов.

1.6. Природа проблемы зла. Практические последствия для теистов

У проблемы зла много граней. Прежде чем предлагать какие-то ответы на аргументы оппонентов, необходимо определить, о какой проблеме идет речь. В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг:
— рассказывает о практических последствиях проблемы зла для теистов;
— предлагает рассмотреть ситуацию, в которой может оказаться пастор;
— напоминает главную задачу религиозной проблемы зла;
— обращает внимание на то, что люди часто смешивают разные проблемы зла.

1.7. Природа проблемы зла. Практические последствия для атеистов

Если вы не разрешили все проблемы зла, это еще не значит, что вы не разрешили ни одной проблемы зла. В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг:
— объясняет разницу между религиозной проблемой зла и эвиденциальной формой зла;
— рассказывает о своих исследованиях и личных переживаниях;
— говорит о практических последствиях проблемы зла для атеистов.

1.8. Природа проблемы зла. Основополагающее правило

В этом фрагменте лекции «Природа проблемы зла» Джон Файнберг:
— объясняет правило, которое касается логической формы проблемы зла;
— приводит пример о либертарианском понимании свободной воли;
— рассказывает о линии защиты «цель оправдывает средства»;
— приводит пример, иллюстрирующий, что атеисты не всегда придерживаются правил;
— дает практические советы.

2. Теономия

Теономия буквально означает «Божий закон», но в наше время теономией также называют определенный взгляд на христианскую этику. Единственный необходимый элемент во Вселенной, согласно позиции теономистов, – это Бог с Его волей и силой. В лекции «Теономия» Джон Файнберг рассказывает о богословской системе, которая была наиболее распространена в средние века и отвечает на вопрос: «Как данная система рассматривает и решает проблему зла?»

2.1. Волюнтаризм

В этом фрагменте лекции «Теономия» Джон Файнберг:
— объясняет происхождение термина «теономия»;
— разъясняет разницу между этим взглядом и современным пониманием теономии;
— рассказывает о богословской позиции, которая называется «волюнтаризм»;
— говорит, где можно найти взгляды, перекликающиеся с идеей теономии;
— знакомит нас с одним из способов толкования 42-й главы Книги Иова;
— обращает наше внимание на интеллектуальные вопросы, которые мы задаем при чтении 9-й главы Послания к Римлянам.

2.2. Применение в этике

В этом фрагменте лекции «Теономия» Джон Файнберг:
— отмечает, что этика Уильяма Оккама содержит идеи теономии;
— задает вопрос: «Каких стандартов этики мы должны придерживаться?»;
— вспоминает об одном из диалогов Платона, в котором был поднят интересный вопрос о том, как боги выбирают добро;
— формулирует одно моральное правило;
— отвечает на вопросы студентов.

2.3. Разрешение проблемы зла

Если вы считаете себя теономистом и описываете Бога, Который открывает три предпосылки, то возникает не только проблема внутреннего противоречия, но и проблема с построением системы защиты. А как же теономисты решают проблему зла? В этом фрагменте лекции «Теономия» Джон Файнберг раскрывает очень простой ответ теономистов на проблему зла.

2.4. Вопросы и ответы

Неужели обычный теономист готов формировать свою этику, не принимая во внимание характер Бога? Обвинял ли кто-нибудь теономистов в эвфемизации речи? Как теономисты отвечают на онтологические возражения? Возможна ли такая система богословия, как теономия? Возникают ли противоречия между двумя разными системами, если они, в свою очередь, не имеют внутренних противоречий? В этом фрагменте лекции «Теономия» Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов.

3. Рационализм Г. В. Лейбница

Что нам нужно увидеть в этике Лейбница? Что такое метафизическое добро и зло? Чем метафизика Лейбница отличается от метафизики теономии? В лекции «Рационализм Г.В. Лейбница» Джон Файнберг отвечает на эти вопросы и знакомит нас с идеями рационализма, радикально противоположными идеям теономии.

3.1. Основы метафизики Лейбница

В этом фрагменте лекции «Рационализм» Г.В. Лейбница Джон Файнберг:
— отмечает, что в системе рационализма Г.В. Лейбница все существующее имеет свою причину;
— объясняет первейшую задачу Бога – создать мир в лучшей из возможных форм мироустройства;
— дает упрощенное определение принципа достаточного основания;
— рассматривает каждый аспект утверждения о существовании бесконечного числа вероятных миров.

3.2. Решение проблемы зла

Г.В. Лейбниц использует понятия морального добра и зла и пользуется аргументами с точки зрения свободной воли, несмотря на то, что его основная линия защиты оперирует такими понятиями, как метафизическое добро и зло. В этом фрагменте лекции «Рационализм Г.В. Лейбница» Джон Файнберг более детально разбирает идеи Лейбница, рассмотренные в предыдущей лекции, и объясняет, как проблема добра и зла поднимается в системе Лейбница. Почему же Бог не создал мир без природного и морального зла? Что должно быть в лучшем из всех возможных миров? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

3.3. Вопросы и ответы

Что мог бы Г.В. Лейбниц сказать о жизни после смерти? Смогут ли люди творить зло на небе? Действительно ли Г.В. Лейбниц решает проблему зла? В этом фрагменте лекции «Рационализм Г.В. Лейбница» Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов и рассуждает о теории Лейбница.

3.4. Бог и лучший из всех возможных миров

Является ли мир, в котором мы живем, лучшим из всех возможных миров, с метафизической точки зрения? Откуда мы можем об этом знать? В данном фрагменте лекции «Рационализм Г.В. Лейбница» Джон Файнберг приводит ответ Г.В. Лейбница на эти вопросы и объясняет, почему многие из нас не согласятся с его позицией. Преподаватель также отвечает на вопросы студентов по теме лекции.

4. Модифицированный рационализм

Создание мира – это присущая Богу деятельность, хотя и не единственная форма Его деятельности. В лекции «Модифицированный рационализм» Джон Файнберг рассказывает о позиции, которая не верит, что есть один лучший из всех возможных миров, а также:
— знакомит нас с этикой богословия модифицированного рационализма;
— объясняет разницу между консеквенциалистской и неконсеквенциалистской этикой;
— показывает, какое отношение к проблеме зла имеет этика.

5. Защита с точки зрения свободной воли

Наш мир – один из лучших миров, потому что люди наделены свободной волей, а не сотворены роботами. Так считают сторонники позиции, которые рассматривают проблему зла с точки зрения свободной воли. В лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг рассказывает об основной стратегии и основных элементах данной линии защиты, знакомит нас с нападками атеиста Джона Макки и аргументами Алвина Плантинги.

5.1. Основные элементы. Аргументы Джона Макки

В этом фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг рассказывает о системе защиты, которую можно описать с помощью трех вопросов:
— Как моральное зло попало в этот мир?
— Нет ли вины на Боге, ведь Он создал нас со свободной волей?
— Разве Бог не ответственен за наличие зла в мире? Ведь Он же предвидел, что мы будем использовать свободную волю, чтобы творить зло.
Интересно будет узнать ответы на эти вопросы, а также познакомиться с аргументами атеиста Джона Макки.

5.2. Аргументы Алвина Плантинги

Алвин Плантинга представил самую разработанную и самую убедительную защиту с точки зрения теории свободной воли и богословие, не содержащее внутренних противоречий. Признают ли атеисты его аргументы? Какие виды богословия рассматривают проблему зла с точки зрения свободной воли? В этом фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг напоминает аргументы Джона Макки и предлагает задуматься над тем, как ответить на его доводы.

5.3. Защита с точки зрения свободной воли. Вопросы и ответы

Почему нельзя придерживаться некоторых элементов из двух взглядов на свободную волю одновременно? Почему люди, которые придерживались взглядов, похожих на позицию Кальвина, не высказывались о проблеме зла? Какова библейская этика, консеквенциалистская или же нет? В этом фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов.

5.4. Защита с точки зрения свободной воли. Два вида свободной воли

Один из сторонников либертарианского понимания свободной воли сказал, что подлинно свободное действие человека несовместимо с причинным детерминизмом. Что же это значит? Что подразумевают под настоящей свободной волей сторонники компатибилистского взгляда на свободную волю? В этом фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг рассказывает о двух видах свободной воли и предлагает разобраться в двух противоречивых определениях.

5.5. Защита с точки зрения свободной воли. Кто прав: А. Плантинга или Д. Макки?

Атеист Джон Макки и защитники точки зрения свободной воли Алвин Плантинга в своих дебатах применяют противоречащие друг другу определения свободной воли. Кто же из них прав? Обоснованы ли заявления Джона Макки, что его оппоненты не способны решить проблему зла? В данном фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг предлагает нам найти ответ на этот вопрос.

5.6. Защита с точки зрения свободной воли. А. Плантинга о возможных мирах

В аргументах Джона Макки Алвин Плантинга нашел несколько интересных идей, которые заслуживают дальнейшего рассмотрения. Одно из этих утверждений состоит в том, что Бог по Своему усмотрению может создать любой возможный мир. Но Алвин Плантинга считает, что это утверждение ошибочно. В данном фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг разъясняет возражения Алвина Плантинги и раскрывает значение примеров о замороженной овсянке и взятке.

5.7. Защита с точки зрения свободной воли. Вопросы и ответы

В этом фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг отвечает на следующие вопросы студентов:
— Как следует понимать трансмировое поражение грехом?
— Являются ли демонические силы источниками землетрясения?
— До какого логического момента мы должны обсуждать концепцию, которая похожа на нонсенс?

5.8. Защита с точки зрения свободной воли. Аргументы Стивена Бёра.

В этом фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг предлагает поговорить еще об одном важном моменте, который имеет отношение к защите с точки зрения свободной воли. Речь пойдет о системе аргументов, разработанных Стивеном Бёром, который утверждает, что Бог может дать каждому человеку свободу в либертарианском понимании, но, прежде чем зло совершит свое деструктивное действие, Бог совершает чудеса, чтобы результаты зла не проявились. Какие проблемы можно выявить в данной позиции? Имеет ли столь оптимистичный взгляд право на существование? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

5.9. Защита с точки зрения свободной воли. Божественное предузнание

Как сторонники либертарианского понимания свободной воли объясняют то, что Бог знает будущее? Какие способы решения данной проблемы предлагают либертарианцы? В заключительном фрагменте лекции «Защита с точки зрения свободной воли» Джон Файнберг говорит о божественном предузнании и отвечает на вопросы студентов.

6. Теодицея созидания души

Теодицея созидания души – это форма защиты с точки зрения большего добра. Эта позиция утверждает, что наличие зла в мире причинно, и привязана к тому, что в итоге будет больше добра. В этой лекции Джон Файнберг рассказывает о взглядах Джона Хикса и указывает на основные проблемы в его линии защиты.

6.1. Джон Хикс и две линии защиты

В своей книге «Зло и Бог любви» Джон Хикс утверждает, что на протяжении истории церкви существовало две основных линии защиты по проблеме зла. В этом фрагменте лекции «Теодицея созидания души» Джон Файнберг кратко рассказывает о творчестве Джона Хикса и отвечает на следующие вопросы:
— Чем традиция защиты Августина отличается от традиции защиты Иеренея?
— Что следует понимать под «теодицеей созидания души»?
— Почему компатибилисты не придерживаются этой линии защиты?
— Что, согласно Д. Хиксу, должен был Бог решить, прежде чем создать мир?
— В чем состоит основа теодицеи созидания души?

6.2. Основные возражения

Достаточно просто представить, какие аргументы можно сформулировать против позиции Джона Хикса. Как Хикс может быть уверен, что все люди, обладая либертарианской свободной волей, придут к полному созиданию своей души? Разве недостаточно примеров людей, которые ненавидят Бога до последней секунды своей жизни? В этом фрагменте лекции «Теодицея созидания души» Джон Файнберг рассматривает проблемы, которые можно увидеть в позиции Джона Хикса, а также и как он сам отвечает на возражения оппонентов, утверждая, что созидание души не заканчивается со смертью.

6.3. Вопросы и ответы

В этом фрагменте лекции «Теодицея созидания души» Джон Файнберг отвечает на следующие вопросы:
— С какой целью, с точки зрения Джона Хикса, был создан человек?
— А что, если кто-то не хочет иметь взаимоотношения с Богом, а потом меняет свое решение?
— Можно ли придерживаться компатибилизма и верить в теодицею созидания души?

6.4. Проблемы в защите Джона Хикса

В позиции Джона Хикса есть определенная проблема. В заключительном фрагменте лекции «Теодицея созидания души» Джон Файнберг предлагает способ решения данной проблемы. Он отмечает, что ложкой дегтя в защите Джона Хикса является либертарианское понимание свободной воли. Что можно сказать сторонникам этой теории? Необходимо ли для созидания души наличие зла? Необходимо ли в мире зло, чтобы у людей возникали трудности для созидания души? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, посмотрите лекцию.

7. Компатибилистская свободная воля

Что нужно сделать Богу, чтобы избавиться от всех видов зла в этом мире? Может ли Бог сделать то, что от Него ожидают критики теизма? В лекции «Компатибилистская свободная воля» Джон Файнберг рассказывает о своей богословской позиции и приводит свою линию защиты, которая состоит из трех частей. В лекции приводится обсуждение проблемы зла в ее логической и эвиденциальной форме.

7.1.  Какого человека планировал создать Бог?

Джон Файнберг начинает свою защиту с вопроса: «Какое существо Бог хотел создать, когда Он создавал человека?» В этом фрагменте лекции «Компатибилистская свободная воля» преподаватель размышляет о Божьих намерениях и мотивации при создании человека. Он подчеркивает, что Бог не создает добрые или злые действия, но дает человеку инструменты для совершения действий.

7.2. Почему люди творят зло?

Как так получилось, что созданные Богом люди начали творить зло? Почему они начали грешить? Откуда приходит искушение? В этом фрагменте лекции «Компатибилистская свободная воля» Джон Файнберг раскрывает механизм искушения, описанный в послании Иакова, объясняет значение ключевых слов и выражений, приводит примеры и размышляет о моменте зачатия греха.

7.3. Может ли Бог удалить моральное зло?

Если Бог намеревался сотворить людей в непрославленных телах, способных грешить, то что конкретно должен сделать Бог, чтобы осчастливить атеистов, которые поднимают вопрос о проблеме зла? В этом фрагменте лекции «Компатибилистская свободная воля» Джон Файнберг рассматривает третью стадию своей защиты и отвечает на вопрос: «Может ли Бог удалить моральное зло?» Преподаватель анализирует действия, которые Бог мог бы предпринять, чтобы искоренить моральное зло, и говорит о возможных последствиях таких действий.

7.4. Компатибилистская свободная воля. Вопросы и ответы

Почему Бог не создал сверхчеловека? Откуда приходит желание? Можно ли определить источник злых желаний? В чем разница между природным злом и грехом? Являются ли действия Бога, такие, как потоп, злыми? Справедлив ли Бог, когда наказывает грешников? В этом фрагменте лекции «Компатибилистская свободная воля» Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов.

7.5. Компатибилистская свободная воля. Стратегия защиты

Если вам не подходит ни одна из представленных в лекциях систем защиты, вы можете выработать свою собственную. Но с чего начать? В заключительном фрагменте лекции «Компатибилистская свободная воля» Джон Файнберг представляет модель разработки собственной стратегии защиты, которая состоит из четырех этапов. Почему важно дать определение всемогуществу Бога? Какой этический принцип должен быть в основе вашей защиты? Какие составляющие должны быть представлены в вашей модели мира? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

8. Эвиденциальная форма проблемы зла

Благодаря работам Алвина Плантинги в области защиты с точки зрения свободной воли, атеисты, возражая теистам, вместо логического аргумента стали использовать эвиденциальный аргумент. В лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг:
— рассматривает различные термины, которые используются в отношении этой формы проблемы зла;
— указывает на трудности, которые возникают при применении теоремы Байеса;
— приводит несколько христианских ответов на различные аспекты эвиденциальной проблемы зла;
— отвечает на вопросы студентов.

8.1. Индукция

Существуют различные формы индукции. Какая из форм является наиболее употребительной? Какова структура индуктивного метода исследования? Как работает эта структура, когда речь идет о наличии зла в мире? В данном фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг подробно отвечает на эти вопросы.

8.2. Вопросы и ответы

Полезна ли теория веры или теория о степени вероятности Ричарда Суинберна? В этом фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг кратко отвечает на вопрос студента и продолжает рассуждать об индуктивном аспекте проблемы зла. Вы также узнаете о позиции Майкла Петерсона, который считает, что наличие зла является подтверждением существования Бога.

8.3. Пробабилистическая природа проблемы

Как определить степень вероятности любой предпосылки? В этом фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг знакомит нас с теоремой Байеса и объясняет каждый элемент формулы данной теоремы. Вы также узнаете о проблемах, которые возникают при применении теоремы Байеса, когда речь идет о пробабилистской природе проблемы зла.

8.4. Вопросы и ответы

Что атеист может сказать о степени вероятности теизма? Почему трудно привести теистов и атеистов к согласию относительно истинности их мировоззрения? В этом фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг отвечает на вопросы, которые возникли после представления формулы Байеса, и продолжает размышлять о спорах атеистов и теистов.

8.5. Эвиденциальная форма проблемы зла. Аргументы против теизма Уильяма Роу

Какие формы проявления зла можно назвать бесцельными? В этом фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг рассматривает один из аргументов, который касается проявления зла в природе, а именно незаслуженного страдания невиновных животных. Уильям Роу считает, что это является аргументом против существования Бога. Что же хочет оспорить Уильям Роу? Как он формирует свое доказательство? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

8.6. Плантинга А. и степень вероятности

Алвин Плантинга хорошо представляет эвиденциальную форму проблемы зла в двух своих работах: «Природа необходимости» и «Эвиденциальная проблема зла». В этом фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблема зла» Джон Файнберг рассматривает вопрос о том, как можно подтвердить ту или иную предпосылку, а также говорит о степени вероятности и методах определения степени вероятности. Посмотрите этот фрагмент, чтобы узнать о личностной оценке степени вероятности, о логической форме интерпретации степени вероятности и о частотной оценке степени вероятности.

8.7. Незаслуженное зло. Часть 1

В этом фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг рассматривает идею Майкла Петерсона о незаслуженном зле. Какой способ используют атеисты для построения своей аргументации против теизма? Какова структура аргументации? В чем состоит принцип «тщательного предусмотрения»? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

8.8. Незаслуженное зло. Часть 2

Задача теиста – защитить свою богословскую позицию в условиях наличия зла в нашем мире. В заключительном фрагменте лекции «Эвиденциальная форма проблемы зла» Джон Файнберг продолжает рассматривать идею Майкла Петерсона о незаслуженном зле. Как зло может быть незаслуженным? Как можно оправдать существование Бога, не оправдывая зло? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

9. Основные стратегии ответа на проблему зла

Эвиденциальный аргумент рассматривает тот же набор из трех утверждений, как и логический аргумент, но приходит к выводу, что вероятность того, что Бога нет, выше, чем вероятность того, что Бог есть. В лекции «Основные стратегии ответа на проблему зла» Джон Файнберг рассказывает о том, как отвечать на аргументы атеистов. Лекция состоит из следующих фрагментов:
— Вводные замечания;
— Индуктивная аргументация;
— Оценка степени вероятности;
— Ограниченные возможности человеческого познания.

9.1. Основные стратегии ответа на проблему зла. Вводные замечания

Если кто-то собирается защищать теизм от нападок с использованием эвиденциальной проблемы зла, то он может выбрать систему защиты или стратегию нападения. В этом фрагменте лекции «Основные стратегии ответа на проблему зла» Джон Файнберг:
— объясняет разницу между стратегией защиты и нападения;
— рассказывает об инструментах, которые можно использовать для защиты;
— приводит аргументы атеистов, которые считают, что проблема зла доказывает отсутствие Бога;
— напоминает о богословской системе Г.В. Лейбница;
— рассматривает концепцию Бога модифицированных рационалистов.

9.2. Основные стратегии ответа на проблему зла. Индуктивная аргументация

Наиболее распространенный вид индуктивной аргументации рассматривает и анализирует образцы событий. На основании данных образцов оценивается степень вероятности и возможность повторения этих событий. Но этот вид индукции не используется, когда речь идет о проблеме зла. В этом фрагменте лекции «Основные стратегии ответа на проблему зла» Джон Файнберг рассматривает индуктивную аргументацию, которая выражается в форме подтверждения теории. Что необходимо знать, чтобы использовать такой вид аргументации, которая чрезвычайно инференциальна? Ответ вы найдете в этой лекции.

9.3. Основные стратегии ответа на проблему зла. Оценка степени вероятности

Шансы получения значимой информации и аргументации на основании оценки степени вероятности очень малы. В этом фрагменте лекции «Основные стратегии ответа на проблему зла» Джон Файнберг рассматривает утверждения А. Плантинги, а также:
— объясняет, что следует знать теистам об эволюции и других данных, которые используют атеисты;
— рассуждает о том, что атеисты включают в общепризнанные данные;
— разбирает проблемы, которые возникают у теистов и атеистов;
— придает определенное значение элементам в теореме Байеса;
— отвечает на вопросы студентов.

9.4. Основные стратегии ответа на проблему зла. Ограниченные возможности человеческого познания

Многие люди начинают размышлять о наличии зла в нашем мире и приходят к выводу, что Бога нет. В заключительном фрагменте лекции «Основные стратегии ответа на проблему зла» Джон Файнберг рассматривает комментарии, которые имеют отношение к ограниченной способности человека что-либо знать. Вы познакомитесь с идеями философа Гарта Халлетта, который не говорит об индуктивной аргументации и оценке степени вероятности, но подчеркивает ограниченность человеческого познания, и разберете иллюстрацию о мальчике, который не хотел спать и просил папу разрешить ему присутствовать на вечеринке.

10. Проблема ада и проблема зла

В лекции «Проблема ада и проблема зла» Джон Файнберг дает широкое представление об аде и показывает связь между учением об аде и проблемой зла. Интересно будет узнать об универсалистской позиции Томаса Талбота, задуматься о вопросе справедливости Божьего наказания и познакомиться со способами решения проблемы ада теистами. Преподаватель приводит интересные примеры и отвечает на вопросы студентов.

10.1. Справедливость и наказание

Какая связь между адом и проблемой зла? Можно ли считать вечное наказание в аду справедливым? Как вселюбящий Бог посылает людей в ад? Здесь Джон Файнберг отвечает на эти вопросы и рассматривает проблемы, которые возникают с традиционным пониманием учения об аде, а также объясняет доктрину о Божьей справедливости.

10.2.  Способы решения проблемы

Для атеиста свидетельства о Боге и Его доброте не имеют никакого значения. Но как следует относиться к проблеме ада человеку, который стал теистом? В этом фрагменте лекции «Проблема ада и проблема зла» Джон Файнберг рассказывает о нескольких способах решения проблемы для теистов. Что католики думают об аде? Как работает аннигиляция? Что подразумевается под условным бессмертием? Какой способ решения проблемы сочетается с евангельским христианством? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

10.3.  Вопросы и ответы

Почему некоторые люди считают, что аннигиляция справедливее, чем ад? Что думают люди, которые верят в то, что в Писании не говорится о вечном существовании души? Что может быть полезным в дискуссии о проблеме ада? Будет ли в аду огонь? В этом фрагменте лекции «Проблема ада и проблема зла» Джон Файнберг выслушивает комментарии студентов и продолжает рассуждать над вопросами, связанными с разными взглядами на ад.

10.4. Универсализм

В этом фрагменте лекции «Проблема ада и проблема зла» Джон Файнберг рассказывает об универсалистской позиции Томаса Талбота, который интересовался проблемой ада, а не проблемой морального зла. На каких двух платформах основывается позиция Талбота? Как он отвечает на вопрос: «Что значит любить?»? Какого понимания свободной воли он придерживается? Ответы на эти вопросы вы найдете в лекции.

10.5. Вопросы и ответы

Как могут люди придерживаться либертарианского понимания свободной воли, зная о том, что написано во 2-й главе Откровения? Как может проявляться настоящая любовь, действующая в интересах человека? О чем говорит Божья любовь? В заключительном фрагменте лекции «Проблема ада и проблема зла» Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов и более подробно рассматривает аргументационную линию Томаса Талбота.

11. Религиозная проблема зла

Чем религиозная проблема зла отличается от других проблем зла? В какие мифы относительно исполнения Божьей воли верят некоторые христиане? Как пережить трагедию и остаться верным Богу? В лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг рассказывает историю своей жизни, делится своими мыслями и переживаниями, а также подчеркивает моменты, которые могут укрепить или ожесточить человека, проходящего начальные стадии горя.

11.1. Почему страдают хорошие люди?

Многие христиане считают, что результатом исполнения Божьей воли должно быть благословение. А как же быть с тем, что добропорядочные христиане страдают? Может ли Бог награждать за послушание горем? В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг рассказывает историю жизни своей семьи, чтобы проиллюстрировать природу религиозной проблемы зла. Что же поменяло радикальным образом жизнь и убеждения преподавателя? Ответ на этот вопрос вы найдете в лекции.

11.2. Стадии горя

Когда специалисты подтвердили диагноз жены Джона Файнберга, его охватило чувство безнадежности и беспомощности из-за невозможности что-либо сделать, чтобы замедлить течение болезни. Что же происходит с человеком, когда он остается наедине с горем? В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг рассказывает об особенностях проявления болезни Хантингтона, вспоминает о своей встрече с будущей женой и размышляет о Божьих путях.

11.3. Неправильное поведение окружающих

В книге Иова мы читаем, как один из его друзей видит причину страданий и испытаний в грехах, совершенных Иовом. Можно ли высказывать такие мысли людям, которые переживают горе? Каким образом христиане пытаются решить проблему горя в жизни других людей? В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг разбирает примеры неправильного поведения окружающих по отношению к тем, кто нуждается в утешении, и дает практические советы.

11.4. Изменение взглядов на Бога

Может ли изменение концепции о Боге помочь человеку, который переживает эмоциональную или физическую боль? Хорошо ли быть кальвинистом, уверенным, что Бог контролирует все в вашей жизни? Может ли богословская доктрина помочь в горе? В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг подчеркивает тот факт, что человек, находящийся на первых стадиях горя, не способен осмыслить новую информацию о Боге. Преподаватель вспоминает о своих переживаниях в первый год после постановки диагноза.

11.5. Божья забота

Проявление заботы и оказание конкретной помощи может быть очень полезным для человека, переживающего горе. В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг рассказывает о том, как Бог проявляет Свою заботу, посылая других людей, готовых помочь, и подчеркивает важность такого служения в церкви. Интересно будет узнать и о пасторском служении преподавателя.

11.6. Божья благость

Достаточно ли мы размышляем о Божьей благодати? Всегда ли можно найти что-то хорошее в жизни? В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг рассказывает о собеседовании, которое он проходил при аттестации своей преподавательской деятельности, где он услышал вопрос, который заставил его глубоко задуматься. Преподаватель вспоминает о событиях из своей жизни, которые свидетельствуют о Божьей благодати и доброте.

11.7. Божье провидение

Имеем ли мы право гневаться на Бога? О чем говорится в книге Екклесиаста 7:13-14? В этом фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг рассказывает о событии, которое произошло через десять лет после получения диагноза, и размышляет о стихах из книги Екклесиаста, в которых говорится о Божьем провидении. Почему Бог скрывает от нас будущее? Ответ на этот вопрос вы найдете в лекции.

11.8. Заключение

Можно ли сравнить историю жизни Клайва Льюиса с историей жизни преподавателя? С какой целью преподаватель написал книгу «Многоликое зло»? В заключительном фрагменте лекции «Религиозная проблема зла» Джон Файнберг отвечает на вопрос студента и приводит названия книг, которые также описывают религиозную проблему зла. При этом преподаватель высказывает свое мнение о полезности той или иной книги.