История евангельского движения в России, Украине и Белоруссии

HS204 История евангельского движения в России, Украине и Белоруссии

Описание курса:

Учебный курс “История евангельского движения в России, Украине и Белоруссии”  включает в себя изложение основных вех возникновения и развития евангельского движения в России, Украине и Белоруссии. Студенты знакомятся с предысторией, зарождением движения, его специфическими особенностями, богословием и традициями. Преподаватель рассматривает вклад российских евангельских церквей в отечественную культуру и в развитие самобытной богословской мысли. В процессе изучения курса студенты вникают в судьбы отечественных подвижников Евангелия и знакомятся с судьбой евангельского движения в трудные годы гонений, как в царской России, так и при Советском режиме.

Цели и задачи курса:

Привить любовь к изучению родной истории.

Познакомить студентов с наиболее яркими и поучительными фактами из истории евангельского движения в России.

Научить студентов анализировать исторические события.

Овладеть умением применять полученные знания для разрешения проблем современной церковной жизни.

Содержание курса:

В рамках данного курса рассматриваются следующие темы:

1. Введение в предмет

В первом разделе курса «История евангельского движения в России» преподаватель Владимир Попов рекомендует литературу для обязательного и дополнительного чтения и приводит основания для изучения истории. История не только помогает лучше понимать проблемы современной церковной жизни, но и дает примеры для подражания. Интересные иллюстрации и цитаты помогут пробудить желание узнать об истоках и истории отечественного протестантизма.

1.1. Рекомендуемая литература по курсу.

В вводной лекции курса «История евангельского движения в России» преподаватель Владимир Попов рекомендует литературу для обязательного и дополнительного чтения и приводит основания для изучения истории. История не только помогает лучше понимать проблемы современной церковной жизни, но и дает примеры для подражания. Интересные иллюстрации и цитаты помогут пробудить желание узнать об истоках и истории отечественного протестантизма.

1.2. Практическая значимость изучения истории.

Для чего нам нужна история отечественного протестантизма? Стоит ли тратить время на ее изучение? В данном фрагменте лекции «Введение в предмет» преподаватель Владимир Попов предлагает задуматься над значимостью изучения истории для практического служения. Он приводит интересные примеры из истории и подводит к выводу, что история необходима тем, кто желает возвещать Слово Божие за пределами церкви и общаться с мыслящими и ищущими Бога людьми.

1.3. Основания для изучения истории. Часть 1.

Изучение истории — это Божье повеление, так как в Библии содержится прямой призыв к тому, чтобы знать и изучать историю. Любому человеку присуще врожденное чувство истории, но со временем оно заглушается. В этом фрагменте лекции «Введение в предмет» преподаватель Владимир Попов приводит несколько доводов о пользе истории.

1.4. Основания для изучения истории. Часть 2.

История — это составная часть христианского богословия. История расширяет культурный и духовный кругозор. Почему христианам необходимо сохранять культурное и духовное наследие? В этом фрагменте лекции «Введение в предмет» преподаватель Владимир Попов продолжает говорить о важности истории, которая помогает нам лучше понимать настоящее и прогнозировать будущее.

1.5. Терминология.

В истории могут встречаться различные термины, но в вводной лекции курса «История евангельского движения в России» преподаватель Владимир Попов разбирает значение только трех терминов: «историография», «историософия» и «метаистория». Он приводит примеры из истории и напоминает о трех ступенях в процессе приобретения знаний.

2. Возникновение христианства на Руси

Христианство начало проникать на территорию будущей Киевской Руси задолго до его официального принятия в 10 веке. В разделе «Возникновение христианства на Руси» преподаватель Владимир Попов рассматривает два канала проникновения христианства, говорит о влиянии христианства на русскую культуру и размышляет о том, как сохранять и развивать в людях интерес к истории. Преподаватель рассказывает о первых проповедниках на Руси и о принятии христианства в греко-византийской православной форме.

2.1. Первые проповедники.

Христианство начало проникать на территорию будущей Киевской Руси задолго до его официального принятия в 10 веке. В лекции «Возникновение христианства на Руси» преподаватель Владимир Попов рассматривает два канала проникновения христианства, говорит о влиянии христианства на русскую культуру и размышляет о том, как сохранять и развивать в людях интерес к истории. Преподаватель рассказывает о первых проповедниках на Руси и о принятии христианства в греко-византийской православной форме.

2.2. Киевские князья.

Летописец Нестор сообщает о том, что первым вестником христианства среди восточных славян был апостол Андрей. В этом фрагменте лекции «Возникновение христианства на Руси» преподаватель Владимир Попов рассматривает версию о посещении апостолом Андреем Скифии. Он также рассказывает о римском епископе Клименте, который был сослан в Херсонес в конце I века.

2.3. Влияние христианства на русскую культуру.

В этом фрагменте лекции «Возникновение христианства на Руси» преподаватель Владимир Попов рассматривает вопрос о положительном и отрицательном влиянии христианства на русскую культуру. С одной стороны, принятие христианства способствовало развитию грамотности и просвещения, расцвету проповеди и миротворчества. С другой стороны, духовное просвещение не смогло полностью искоренить языческое мировоззрение.

2.4. Как развить чувство истории?

С самого рождения человек наделен чувством истории. До определенного возраста детям интересно слушать воспоминания бабушек и дедушек, но постепенно это желание заглушается суетой жизни. В этом фрагменте лекции «Возникновение христианства на Руси» преподаватель Владимир Попов предлагает поразмышлять о том, как можно развивать чувство истории и запечатлеть для последующих поколений историю в событиях и в лицах.

3. Религиозные искания и разномыслия на Руси

У евангельского движения в России длинная предыстория. В разделе «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рассматривает религиозные брожения, которые возникли в результате того, что Церковь забыла о сути христианства и погрузилась в обрядоверие. Вы познакомитесь со взглядами и отличительными особенностями стригольников, духоборов и молокан.

3.1. Начало реформационных движений.

Начало XII века в России ознаменовано сильными религиозными брожениями, которые выражались в недовольстве духовным состоянием церкви и духовенства. В этом фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рассказывает об историческом документе, в котором сохранились намеки на древние начатки реформационных движений. Вы узнаете, к чему призывали сборники протестантского содержания, которые распространялись в народе в это время.

3.2. Стригольничество.

К середине XIV века религиозные брожения вылились в большое реформаторское движение, вошедшее в историю под названием «стригольничество». В этом фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рассматривает несколько версий относительно значения прозвища «стригольники», рассказывает об основателях этого движения и кратко освещает вероучение стригольников. Вы также узнаете о московско-новгородском реформационном движении, которое было уничижительно прозвано ересью «жидовствующих».

3.3. Хлыстовство.

В XVII веке зарождается «экзотическое» духовное течение под названием «хлыстовство», возникшее в резульстате раскола в православии на почве старообрядчества скитского характера. В этом фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рассказывает об особенностях собраний христоверов и об аскетическом направлении в хлыстовстве — «скопчестве».

3.4. Духоборчество.

В этом фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рассказывает о духоборах, которые называли себя людьми Божьими. Вы узнаете об основателях этого движения, о главных характеристиках духоборчества и об их вероисповедании. Интересно будет узнать о взаимоотношениях духоборов со Львом Толстым и об их переселении в Канаду.

3.5. Молоканство. Часть 1.

В этом фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рассказывает историю возникновения молоканства. Основатель этого движения — Семен Уклейн, который был не только портным, но и хорошим проповедником. Он разработал основные принципы вероисповедания молокан, в центре которого была Библия. Интересно будет узнать о таком разветвлении, как прыгуны, с их бурными собраниями с хороводами и плясками и практикой говорения на иных языках.

3.6. Молоканство. Часть 2.

Русский баптизм обязан молоканам как своим предшественникам, которые связали его со всей историей отечественного религиозного поиска. В этом фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов предлагает послушать молоканское песнопение и сравнить их вероучение с вероучением духоборов. Интересно будет узнать о быте молокан, а также о богослужениях, которые заканчивались чаепитием.

3.7. Виды отечественного протестантизма.

В заключительном фрагменте лекции «Религиозные искания и разномыслия на Руси» преподаватель Владимир Попов рисует диаграмму, которая поможет запомнить все виды отечественного протестантизма. Отечественный протестантизм можно разделить на три направления: мистическое, рационалистическое и евангельское. Вы узнаете об особенностях каждого направления и сможете систематизировать весь материал, представленный в этой лекции.

4. История перевода Библии на русский язык

В XVIII веке по инициативе Петра I была предпринята первая попытка перевести Библию на современный русский язык. Обстоятельства помешали осуществлению этого замысла, но в начале XIX века, в эпоху пробуждения сердца, идея перевода Библии была возрождена благодаря Александру I. В разделе «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов рассматривает различные периоды, связанные с издательством книг Священного Писания, а также подробно останавливается на жизни и наследии ключевых исторических личностей в политической и духовной сфере.

4.1. Реформы Александра I.

Российский император Александр I был личностью романтической и загадочной. В начале своего правления он проводит очень смелые реформы, частично отменяет крепостное право и издает закон о свободном вероисповедании. В этом фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов рассказывает о предпосылках для перевода Библии, которые появились благодаря деятельности императора Александра I, отличавшегося своей богоискательской натурой.

4.2. Богоискательство Александра I.

В этом фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов рассказывает о духе богоискательства, который был с детства присущ императору Александру I. Вы узнаете о том, как в 1812 году произошла личная встреча императора с Библией, и как она в дальнейшем повлияла на него. Интересно будет услышать легенду о старце Федоре Кузьмиче, согласно которой Александр I не умер от брюшного тифа в Таганроге, а стал скитальцем-отшельником.

4.3. Наследие Александра I.

В этом фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов рассказывает о наследии российского императора Александра I. Особое внимание уделяется построению храма Христа Спасителя как символа единства всех конфессий и созданию Российского Библейского Общества на межконфессиональной основе. Вы также узнаете о Филарете Дроздове — богослове, пастыре и государственном деятеле, который возглавил группу переводчиков Священного Писания.

4.4.  Антибиблейская оппозиция.

В окружении императора Александра I были люди, которые выступали против его реформ. Так, архимандрит Фотий, ссылаясь на Евангелие, настаивал на том, что простому человеку не следует читать Библию, а перевод Библии называл происками дьявола. В этом фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов рассказывает об антибиблейской оппозиции и закрытии Библейского Общества. Александр I не смог заглушить оппозицию, и на дальнейший перевод Библии был наложен запрет.

4.5. Герасим Павский и Макарий Глухарев.

Несмотря на закрытие Российского Библейского Общества, дело перевода Библии не угасало, но продолжалось без особой огласки. В этом фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов рассказывает об уникальной переводческой деятельности протоиерея Герасима Павского и архимандрита Макария Глухарева. С их переводами были связаны специальные расследования Синода, которые наглядно свидетельствуют об официальной позиции в отношении перевода Библии на русский язык.

4.6. Первый перевод Библии.

В 1856 году в связи с коронацией императора Александра II собирается Священный Синод и поручает четырем академиям возобновить перевод Библии. В 1876 году был издан полный русский перевод Библии, который получил всеобщую известность как «синодальный». В этом фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов также рассказывает о движении книгонош в Петербурге, об оживлении духовной жизни и о развитии библейского богословия.

4.7. Судьба Библии в советское время.

В заключительном фрагменте лекции «История перевода Библии на русский язык» преподаватель Владимир Попов кратко рассказывает о судьбе Библии в советское время. Любопытен тот факт, что Надежда Крупская отнесла Библию к разряду порнографической литературы. Вы также узнаете о воссоздании Российского Библейского Общества в 1990 году, которое возглавил Сергей Сергеевич Аверинцев, и о знакомстве Алексея Михайловича Бычкова с Александром Менем.

5. Евангельское пробуждение во второй половине XIX  века

Что же стало почвой для духовного пробуждения в России во второй половине XIX века? В этом разделе преподаватель Владимир Попов рассматривает исторические, социальные и духовные предпосылки для большой волны пробуждения. Вы также узнаете о появлении первых евангельско-баптистских общин на Кавказе, юге Украины и в Петербурге.

5.1. Исторические и социальные предпосылки.

Обычно предпосылки духовного пробуждения делятся на три категории. В этом фрагменте лекции «Предпосылки духовного пробуждения в России во второй половине XIX века» преподаватель Владимир Попов рассматривает исторические и социальные предпосылки. Вы узнаете, какие конкретные события можно отнести к историческим предпосылкам, а какие — к социальным. Интересно будет узнать, какое отношение к духовному пробуждению имело модное в то время течение нигилизма, и почему классики русской литературы выступали против него.

5.2. Духовные предпосылки.

Во второй половине XIX века Православная церковь была в состоянии глубокого кризиса, особенно плачевным было положение в сельских приходах. Но, несмотря на эти кризисные явления, в народе начинает проявляться дух покаяния. В этом фрагменте лекции преподаватель Владимир Попов говорит о духовных предпосылках пробуждения и духе покаяния, которые смогли заметить и запечатлеть писатели и художники.

5.3. Обращение молокан на Кавказе.

Во второй половине XIX века возникают три больших очага евангельского пробуждения. В этом фрагменте лекции преподаватель Владимир Попов рассказывает о евангельском пробуждении на Кавказе и об обращении молокан. Вы узнаете три причины переселения молокан на Кавказ, а также познакомитесь с жизнью и деятельностью Василия Павлова.

5.4.  Меннониты и штундисты на юге Украины.

На какой почве возникло евангельское пробуждение на юге Украины во второй половине XIX века? Евангельскому пробуждению среди украинцев предшествовало пробуждение среди потомков немцев-колонистов. В этом фрагменте лекции преподаватель Владимир Попов объясняет причины переселения меннонитов в Россию и рассказывает о крещении Ефима Цимбалы, Ивана Рябошапки и Михаила Ратушного.

5.5. Петербургское пробуждение.

Что послужило основным толчком для духовного пробуждения аристократии в Петербурге во второй половине XIX века? В этом фрагменте лекции преподаватель Владимир Попов рассматривает два истока евангельского пробуждения в Петербурге: духовные искания русской аристократии и западно-европейский пиетизм. Вы познакомитесь с двумя целями масонства и узнаете о влиянии пиетизма на российскую культурную элиту.

5.6. Ядро петербургского пробуждения.

Евангельскому пробуждению в Петербурге предшествовало обращение двух дам из высшего общества — Е. И. Чертковой и Н. Ф. Ливен. Они пере­жили возрождающее действие Слова Божия и Духа Святого еще до приезда в Петербург лорда Г. Редстока. В этом фрагменте лекции «Евангельское пробуждение во второй половине 19 века» преподаватель Владимир Попов подробно рассказывает о жизни лорда Г. Редстока и о его миссионерской деятельности в Петербурге. Вы узнаете, что писали о нем Н.С. Лесков и Ф.М. Достоевский.

6. Евангельско-баптистское братство с 1880 до 1905 года

В восьмидесятые годы XIX века наступила мрачная эпоха гонений, возглавляемых обер-прокурором святейшего Синода Константином Петровичем Победоносцевым. В разделе «Евангельско-баптистское братство с 1880 до 1905 года» преподаватель Владимир Попов рассматривает упорную борьбу К.П. Победоносцева с проявлениями социального и религиозного свободомыслия. Вы также узнаете о первой попытке к сближению евангельских христиан, пашковцев, штундистов, баптистов и меннонитов на первом съезде в Петербурге, о высылке В.А. Пашкова и М.М. Корфа из России и о влиянии евангельского движения на культуру и народное хозяйство.

6.1. Эпоха К.П.Победоносцева.

С 1884 года К.П. Победоносцев приступает к осуществлению программы по борьбе с баптизмом, штундизмом и пашковщиной. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство с 1880 по 1905 год» преподаватель Владимир Попов рассказывает о политике обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, который стремился пресечь проповедническую деятельность В.А. Пашкова и его соратников. Вы также узнаете о первом съезде в Петербурге, который занимает особое место в истории евангельского движения в России.

6.2. Защитники гонимых евангельских верующих.

Несмотря на обстановку нетерпимости и преследования инакомыслия в России, нашлись люди, которые стали защитниками гонимых евангельских верующих. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство с 1880 по 1905 год» преподаватель Владимир Попов рассказывает о тех, кто ходатайствовал за преследуюмых верующих. Кто же выступал в роли защитников? Это Лев Николаевич Толстой, который в 1895 году написал статью «Гонения на христиан в России»; Владимир Сергеевич Соловьев, который занимался правозащитной деятельностью, а также выступал против национализма, антисемитизма и преследования инаковерующих, и Сергей Михайлович Волконский, который на специальных собраниях озвучивал сведения о преследованиях.

6.3. Влияние евангельского движения на культуру.

Во времена относительной свободы евангельские церкви издавали духовные журналы и газеты. В это фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство с 1880 по 1905 год» преподаватель Владимир Попов рассказывает о духовно-назидательной работе евангельских христиан, которые писали статьи, очерки, мемуары и вели богословскую полемику. Интересно будет узнать о христианско-кооперативном движении и о том, как был поставлен заслон атеизму и классовой борьбе.

7.  Евангельско-баптистское братство после 1905 года

1905 год оказался судьбоносным для евангельского движения в России. Закончилась эпоха повсеместных суровых преследований, инициатором которых выступал обер-прокурор Синода К.П. Победонсоцев. В разделе «Евангельское христианство после 1905 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о новых царских указах, о деятельности И.С. Проханова и В.А. Фетлера, о влиянии революции 1917 года на евангельское движение в России и об очередной программе по борьбе с религией и церковью.

7.1. Царские указы.

17 апреля 1905 года выходит царский указ «о началах веротерпимости», который провозглашал свободу перехода из одной веры в другую. В этом фрагменте лекции «Евангельское христианство после 1905 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о возможностях, которые предоставились верующим после принятия данного указа. Вы также узнаете о гражданских свободах, которые были дарованы верующим благодаря царскому манифесту.

7.2. Деятельность И.С.Проханова.

В этом фрагменте лекции «Евангельское христианство после 1905 года» преподаватель Владимир Попов предлагает познакомиться с жизнью и деятельностью Ивана Степановича Проханова, руководителя Всероссийского союза евангельских христиан. Интересно будет узнать, как формировались его взгляды и христианское мировоззрение, как проявлялись его организаторские и литературные способности. Преподаватель также объясняет некоторые различия между евангельскими христианами и баптистами.

7.3. Три конгресса баптистов.

В 1905 году прошел первый всемирный конгресс баптистов в Лондоне. В 1908 году состоялся европейский конгресс баптистов в Берлине. В 1911 году делегация русских баптистов отправилась на второй всемирный конгресс баптистов в Филадельфию. В этом фрагменте лекции «Евангельское христианство после 1905 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о трех крупных событиях в мировом баптистском движении.

7.4. Деятельность  Василия Фетлера.

В этом фрагменте лекции «Евангельское христианство после 1905 года» вы узнаете больше о жизни и деятельности замечательного евангелиста В.А. Фетлера. Преподаватель Владимир Попов рассказывает о крещении Василия Фетлера в возрасте пятнадцати лет, о его поступлении в богословский колледж Сперджена в Лондоне и об основании Дома Евангелия в Петербурге. В 1914 году он был выслан за пределы Российской империи без права возвращения.

8. Евангельско-баптистское братство с 1917 до 1929 года

В 1917 году в России произошли две революции: буржуазная и социалистическая. В разделе «Евангельско-баптистское братство с 1917 по 1929 год» преподаватель Владимир Попов рассказывает о послереволюционном времени, об отношении временного правительства и большевиков к евангельским христианам. Заключенные служители возвращались домой, на улицах и площадях звучали призывные проповеди, проходили всероссийские съезды евангельских христиан. Но период религиозной свободы продлится недолго.

8.1. Февральская революция 1917 года.

В конце февраля 1917 года в России произошла буржуазная революция, и к власти пришло Временное правительство. Вскоре была объявлена амнистия, и из заключения вернулись многие служители. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство с 1917 по 1929 год» преподаватель Владимир Попов рассказывает о речи И.С. Проханова на встрече с Временным правительством и о создании им христианско-баптистской партии.

8.2. Октябрьская революция 1917 года.

В октябре 1917 года в России произошла социалистическая революция, и к власти пришли большевики. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство с 1917 по 1929 год» преподаватель Владимир Попов дает оценку ситуации в России в этот период. Основной удар большевиков был направлен на православие, которое считалось оплотом самодержавия.

8.3. Борьба с религией и церковью

Наряду со свободой религиозной пропаганды, осуществлялась и антирелигиозная пропаганда. С 1922 года началась разработка целенаправленной программы по борьбе с религией и церковью. Какие действия были предприняты? В этом фрагменте лекции «Евангельское христианство после 1905 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о создании антирелигиозной комиссии и о методах работы Союза воинствующих безбожников.

8.4. Обновленческое движение в православии.

В начале 20-х годов XX века в православной среде началось обновленческое движение. Оно представляло собой три ветви: Живая церковь, Древнеапостольская церковь и Церковь возрождения. В этом фрагменте лекции «Евангельское христианство после 1905 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о реформаторских идеях Александра Введенского и об отношениях Ивана Проханова с руководителем Союза Церковного Возрождения Антонином Грановским.

9.  Евангельско-баптистское братство после 1930 года

В 1929 году большевики провозгласили программу построения социализма в СССР. Правительством страны был взят курс на индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. В рамках культурной революции начались репрессии против верующих, прекратившиеся в первые годы Великой Отечественной войны. Смягчение внутренней политики по отношению к верующим вызвало духовное пробуждение в военное и послевоенное время, но евангельско-баптистскому братству придется пережить еще много страданий и внутренних потрясений. В разделе «Евангельско-баптистское братство после 1930 года» преподаватель рассматривает состояние братства в военные и послевоенные годы, а также объясняет причины разделения в 60-х годах.

9.1. Начало репрессий.

Составной частью социальных преобразований в стране была культурная революция. Одна из задач культурной революции заключалась в том, чтобы отсечь все ненужное и противоречивое природе социалистического общества. Религия была объявлена пережитком прошлого. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство после 1930 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о периоде в истории, когда сектантские организации считались политической агентурой, когда репрессии были нацелены на прекращение евангельской работы.

9.2. Военный и послевоенный период.

Вторая мировая война нарушила планы большевиков осуществить полное искоренение религии. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство после 1930 года» преподаватель Владимир Попов объясняет причины смягчения внутренней политики по отношению к верующим. Вы также узнаете об образовании Союза евангельских христиан-баптистов и об условиях объединения пятидесятников с евангельскими христианами-баптистами. Бурное духовное пробуждение продолжалось до 1949 года — до времени, когда началось очередное яростное наступление против верующих.

9.3. Антицерковная политика государства в 60-е годы.

В 60-е годы в СССР начался второй крестовый поход против религии, это было время правления Никиты Сергеевича Хрущева. Партию большевиков обеспокоил количественный рост верующих, поэтому были предприняты меры по искоренению веры. В этом фрагменте лекции «Евангельско -баптистское братство после 1930 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о внедрении атеизма и введении новых статей в Уголовный кодекс для применения к верующим.

9.4. Движение религиозных диссидентов.

Диссидент — это инакомыслящий человек, который не разделяет общепринятую политику. В этом фрагменте лекции «Евангельско-баптистское братство после 1930 года» преподаватель Владимир Попов рассказывает о движении, которое возникает в начале 60-х годов, и объясняет причины появления диссидентов. Вы также узнаете, почему «Инструктивное письмо страшим пресвитерам ВСЕХБ» послужило поводом к появлению диссидентов и привело к разделению братства.

logo tvs

На этом курсе 20 студентов