Бытие

BS205 Бытие

Описание курса Бытие:

Данный курс TVSEMINARY содержит изучение основных тем книги Бытие. В простой и увлекательной форме преподаватель Ронни Стивенс открывает замысел этой интересной книги Библии. Лекции преподавателя можно разделить на две части, где первая часть — изучение глав 1-11, а вторая — изучение глав 12-50. В первой части рассматриваются вопросы творения, грехопадения, Потопа и других глобальных событий в жизни человечества. Во второй части изложены истории жизни четырех семей — Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.

Множество примеров из жизни, которые приводит преподаватель, параллели с Новым Заветом, духовные уроки — все это обогащает данный курс и делает его более интересным.

Цели курса:

  1. Помочь студентам усвоить содержание и основные темы книги Бытие.

  2. Познакомить студентов с различными взглядами на сотворение мира, с древними мифами и т.д.

  3. Показать студентам связь книги Бытие с главными темами Нового Завета и указать на прообразы Христа.

Содержание курса:

ВВЕДЕНИЕ

Аргументы Р. Доккинза и К. Хитченса, отрицающих существование Бога

Атеистические аргументы и библейские ответы

Преподаватель кратко знакомит студентов с философскими возражениями атеистов, отрицающих существование Бога. Вы узнаете об авторе Книги Бытия, о содержании этой книги и познакомитесь с толкованием древнееврейских слов «бересит», «бара» и «Элохим». Ронни Стивенс обращает внимание слушателей на толкование множественного числа существительного «Элохим».

РАЗДЕЛ 1. Дела Бога-Творца (Быт. 1:1-31)

Пастор Ронни Стивенс переходит к рассмотрению темы о Божьих делах, а именно о сотворении «неба и земли». В этом разделе курса вы познакомитесь с днями творения. Преподаватель приводит разные ответы на вопрос о возрасте Вселенной. Вы узнаете, что думает преподаватель о теории «большого взрыва», о креационизме, о теории временного «разрыва» и о шести днях творения.

1.1. Атеистические и библейские теории о сотворении мира и возрасте Вселенной

Ронни Стивенс продолжает знакомить студентов с предположениями атеистов и эволюционистов, философскими взглядами Ж. П. Сартра и Аристотеля. Преподаватель уделяет большое внимание тому, что философская проблема объяснения существования Бога и атеистическая проблема объяснения существования материи не равнозначны. В конце лекции вы познакомитесь с терминами «трансцендентность» и «трансцендентный разум».

1.2. Сотворение неба и земли

Ронни Стивенс рассуждает о сотворении света и источнике света. Преподаватель предлагает задуматься над значением слова «день» и ответить на такие вопросы: «Как отсчитывались дни без солнца?» и «В каком смысле можно говорить о дне и ночи, когда не было солнца?». Ронни Стивенс утверждает, что Бог дал нам мир, чтобы мы могли лучше понимать Евангелие.

1.3. Сотворение воды, суши, растительности, небесных светил и животных

Преподаватель рассуждает о водном покрывале (куполе), который обеспечивал условия жизни до потопа. Ронни Стивенс говорит о принципе симметрии в днях творения. Первые три дня Бог решает проблему безвидности, а с четвертого дня Бог решает проблему пустоты. Вы познакомитесь с первым принципом богословия: «Бог есть Бог, а мы не боги», который поможет ответить на важные вопросы. Ронни Стивенс приводит очень интересные факты из жизни горбатых китов. Вы узнаете, почему Земля — это единственная планета, на которой возможны жизнь и научные открытия.

1.4. Сотворение мужчины и женщины

Преподаватель Ронни Стивенс рассуждает о сотворении человека по образу Божьему. Что значит быть человеком с атеистической и с библейской точек зрения? Мы — падшие носители образа Божия, поэтому в нас может быть и благородство, и зло. Падших носителей образа Бога может искупить только Спаситель: только Он может вернуть нас к тому, чтобы мы полностью отражали образ Божий. Преподаватель также говорит о том, что мы появились на свет не случайно.

РАЗДЕЛ 2. Первые люди и первая семья (Быт. 2)

Некоторые критики считают, что глава 2 была написана другим автором, но Ронни Стивенс дает ответы на их аргументы. Он утверждает, что Быт. 2 — это не еще одна версия рассказа о сотворении, а особый взгляд на один из аспектов творения. В этом фрагменте курса вы услышите рассуждения преподавателя о назначении человека, о сотворении женщины, об установлении института брака и о первой заповеди. Возможно, вы задавались вопросом: «Почему Бог поставил человека перед выбором жизни или смерти, добра или зла?» Как поступили бы вы на месте Бога?

2.1. Подготовка мира к появлению первых людей

Ронни Стивенс подводит итоги пройденного и говорит о принципе субботнего отдыха (иными словами, покоя), — это помогает нам понять вопрос спасения. Вы узнаете о значении слова «Едем» и о географическом расположении рая. Вы поймете, почему Бог дает человеку определенную свободу, но при этом дает и предупреждение, ограничивающее эту свободу. Бог — не только Творец, но и Законодатель. В конце этого фрагмента пастор Ронни Стивенс размышляет о смерти и о том, что могли знать о смерти Адам и Ева.

2.2. Сравнение имен Элохим и Яхве

Во второй главе впервые встречается имя Иегова (Яхве), но это вовсе не является доказательством того, что Книга Бытия была написана разными авторами, как считают некоторые критики. Ронни Стивенс объясняет важность употребления этого имени Бога и сравнивает его со значением имени «Элохим».

2.3. Сотворение женщины и рождение семьи

Бог уже дал человеку власть над всем творением, но говорит, что нехорошо быть человеку одному, и создает Еву. Преподаватель Ронни Стивенс поможет истолковать стих Быт. 2:24. Стих этот очень важен, так как впсоледствии он цитируется в Новом Завете. Кому принадлежат эти слова: Адаму или Моисею? Ведь не было еще матерей и отцов, и детей не было. В этом стихе мы находим важный принцип для супружеской жизни «оставить и прилепиться».

РАЗДЕЛ 3. Грехопадение и его последствия (Быт. 3)

Вместе с пастором Ронни Стивенсом вы начнете извлекать духовные уроки и принципы, которые связаны с темой искушения и грехопадения, для последующего практического применения. Преподаватель снова вернется к размышлениям о христианах-эволюционистах и ученых, которые не верят в теорию эволюции, — всё это имеет практическое значение для современных христиан. Интересно будет послушать и его рассуждения о зарождении законничества, а также узнать три отличительные черты легализма. Помимо этого, вы найдете ответы на вопросы: «Какие духовные уроки можно извлечь, сопоставляя искушение первого Адама и второго Адама?», «С чего начинается лжерелигия?» и «Как следует толковать обетование об искуплении, записанное в Быт.3:15?»

3.1. Стратегия и уловки змея

Почему Бог пустил змея в совершенный рай? Почему Бог не создал мир без греха? Ронни Стивенс не предлагает нам исчерпывающих ответов на эти вопросы, но делится с нами своими наблюдениями и размышлениями. Вместе с преподавателем вы, изучив стратегию и уловки змея в Едемском саду, извлечете из этого духовные уроки.

3.2. Сравнение мифов о сотворении мира с библейским повествованием

Ронни Стивенс сравнивает мифы о сотворении мира с библейским повествованием. Вы узнаете о стремлении дьявола исказить Божье слово и о трех отличительных чертах легализма. Вы откроете для себя суть христианства, которая заключается не в том, что мы жертвуем для Бога, а в Божьей жертве. Также важно понять, почему Адам и Ева, не будучи голодными, вкусили плод.

3.3. Грехопадение Адама и Евы

Грехопадение началось с чувственного восприятия Евы. Ронни Стивенс снова возвращается к вопросам эволюции, полагая, что нам необходимо понимать позицию христиан-эволюционистов. Преподаватель вспоминает о Ю. Гагарине, который не увидел Бога в космосе, а также рассказывает о книге М. Бихи «Черный ящик Дарвина», которая привела в смятение эволюционистов.

3.4. Сравнение первого и второго Адама. Духовные уроки

Пастор Ронни Стивенс познакомит вас с аргументами Фомы Аквинского в пользу существования Бога. Знаем ли мы, через какое время после сотворения произошло грехопадение? Где был Адам во время разговора змея с Евой? Преподаватель сравнивает искушение первого Адама и последнего Адама (Иисуса Христа) и помогает нам извлечь духовные уроки, которые могут помочь в жизни.

3.5. Отчуждение и стыд. Первое появление лжерелигии

После грехопадения наши прародители почувствовали отчуждение и стыд. Почему это произошло? Ронни Стивенс считает, что, прикрывая свою наготу, Адам и Ева пытаются избавиться от чувства вины и стыда собственными усилиями. Этим они положили начало лжерелигии.

3.6. Последствия грехопадения для змея

В этом фрагменте Ронни Стивенс говорит о том, как грехопадение повлияло на разум человека. Мы часто не понимаем самих себя и Божье Слово. Преподаватель подчеркивает тот факт, что Бог проклинает змея, но не человека. Вы также узнаете об отношениях между змеем и семенем женщины из Божьего обетования об искупителе в Быт. 3:15.

3.7. Последствия грехопадения для женщины. Доктрина первородного греха

Ронни Стивенс продолжает разговор о последствиях грехопадения. Несмотря на то, что спасение должно прийти через женщину, ей не удается избежать последствий греха. Как толковать слово «влечение» в Быт. 3:16? Какие можно сделать богословские выводы о греховности нашей природы? Почему у Иисуса Христа не было земного отца?

3.8. История искупления в истории о сотворении

Преподаватель Ронни Стивенс открывает нам смысл искупительной жертвы Иисуса Христа, взявшего на себя проклятие за грех. Он покажет параллель между смертью Христа на кресте и последствиями грехопадения. Это заключительный фрагмент в истории о сотворении и грехопадении.

3.9. Беседа Троицы об Адаме и древе жизни

В этом фрагменте Ронни Стивенс обращает внимание на беседу Троицы о том, что Адам стал как один из Них. Преподаватель рассуждает о трудностях понимания Троицы и невозможности подобрать подходящую аналогию.

РАЗДЕЛ 4. Родословие Адама (Быт. 4-5)

В Главе 4-ой мы встречаемся с первым поколением родившихся людей: Каином и Авелем. Мы узнаем об отношении Бога к жертвам, которые принесли Каин и Авель. Преподаватель Ронни Стивенс поможет разобраться с такими вопросами, как «Почему Бог не всегда защищает праведников, но часто защищает нечестивых?» и «Почему Бог защищает лжепоклонника Каина, но не спасает Авеля от смерти?»

4.1. Жертва Каина и Авеля: духовные уроки

Несмотря на то, что Каин и Авель родились за пределами Едемского сада, Бог продолжал общаться с людьми. Оба брата знали, как нужно поклоняться Богу. Авель принес правильную жертву, а Каин — нет. Существуют разные толкования о жертве Каина, но преподаватель Ронни Стивенс показывает нам, что способы поклонения установлены Богом, и мы сами не выбираем, как именно следует Ему поклоняться, но Каин выбрал неугодный путь. Каин также не послушал Божьего наставления и убил своего брата — это яркий пример последствий грехопадения.

4.2. Убийство Авеля показывает отсутствие справедливости на земле

Рассуждая о смерти праведника Авеля, Ронни Стивенс напоминает принцип принятия Божьих судов и приводит еще один принцип: «Бог не собирается доказывать Свою любовь к нам, защищая нас от страдания и смерти». Преподаватель также ответит на вопрос «Где Каин взял себе жену?»

4.3. Почему не умер Енох?

В родословии Адама мы находим человека по имени Енох, который не испытал физической смерти. Пастор Ронни Стивенс видит в этом некий прообраз тех, кто не умрет, а увидит пришествие Иисуса Христа.

РАЗДЕЛ 5. Потоп и избавление Ноя (Быт. 6-9)

В этом разделе курса Ронни Стивенс расказывает о всемирном потопе и спасении Ноя. Особое внимание уделяется толкованию выражения «сыны Божии», причинам потопа и поклонению Ноя после потопа.

5.1. Сыны Божии и причины потопа

Изучение Главы 6-ой Ронни Стивенс начинает с вопроса о толковании выражения «сыны Божии», а затем переходит к причинам потопа. Вы узнаете, имели ли «сыны Божии» отношение к потопу или нет.

5.2. Проповедь Ноя и ковчег

В этом фрагменте Ронни Стивенс продолжает разбирать Бытие 6. Вы узнаете о проповеднике праведности Ное, о строительстве ковчега и о Великом потопе. Некоторые считают, что потоп был не всеобщим, а локальным. Что же по этому поводу думает Ронни Стивенс?

5.3. Новый мир и новое поколение. Завет Бога с Ноем

Ронни Стивенс переходит к 8-ой главе, в которой описывается выход Ноя и его семьи из ковчега. Это символизирует собой начало нового мира и нового поклонения. Ной строит жертвенник и приносит жертву. Преподаватель обращает наше внимание на выражение «приятное благоухание». После принесения жертвы Бог дает обещание больше никогда потопом не уничтожать все живущее. Знаменением этого завета стала радуга. Ронни Стивенс останавливается на истории о Хаме, увидевшем наготу Ноя. Здесь же кратко рассматривается проклятие Ханаана.

РАЗДЕЛ 6. Строительство Вавилонской башни (Быт. 11)

Пропустив Главу 10-ю, в которой приводится родословная сынов Ноя, Ронни Стивенс переходит к рассмотрению следующей темы: строительство Вавилонской башни и смешение языков.

РАЗДЕЛ 7. Призвание с обетованием (Быт. 12)

В этом разделе курса преподаватель Ронни Стивенс рассказывает о том, как Бог призывает Авраама. Он говорит о трудностях странствований. Что мы можем узнать о Божьей воле? — Бог ведет нас шаг за шагом. Чтобы сделать первый шаг послушания, нам совсем необязательно знать пункт назначения. Вера — это доверие Богу в невидимом. В этой главе мы знакомимся с заветом о многочисленных потомках, который Бог дает Аврааму. Благословение — это противоположность проклятия. Благословение – это радость, которая ожидает вас в жизни. Отличительная черта нас, христиан, — в том, что даже в трудностях мы находим благословения.

7.1. Послушание и вера Аврама

Преподаватель Ронни Стивенс рассуждает о послушании Божьей воле и о первом шаге послушания и веры.

7.2. Благословение Аврама

Христиане живут обетованиями, а не Божьими объяснениями. Ответ на этот вопрос определяется степенью близости с Богом. На примере Аврама, получившего обетование, Ронни Стивенс рассматривает вопросы веры и послушания. Преподаватель обращает внимание на то, что поклонение предшествует послушанию, а также следует за послушанием.

7.3. Божья благодать и обман Аврама

Бог говорит о благословении Аврама, а сам приводит его в землю, где был голод. Преподаватель Ронни Стивенс рассуждает о том, что у человека всегда будут причины, чтобы взывать к Богу. Бог учит нас уповать на Него, однако в Египте Аврам прибегает к обману и навлекает на себя беду. Ронни Стивенс обращает на эту историю особое внимание как на свидетельство достоверности библейских повествований.

РАЗДЕЛ 8. Завет Бога с Аврамом (Быт. 13-18:15)

Главное событие, которое предстоит изучить в этом разделе курса, – завет Бога с Аврамом. Это событие является основополагающим на протяжении исполнения всего плана спасения. Ронни Стивенс подробно излагает суть спасения: спасение в Ветхом Завете – это оправдание по вере, что роднит тех людей с новозаветными верующими. Помимо этого главного события, вам предстоит познакомиться с учением об Ангеле Господнем и с личностью Мелхиседека, важной для понимания богословия Нового Завета.

8.1. Разрыв между Аврамом и Лотом. Бог подтверждает Свое обетование

Мы не знаем, был ли Аврам прав, взяв с собой Лота. Но мы видим, что Бог благословлял их обоих. При этом Аврам поклонялся Богу, а не искал материальных благословений. Преподаватель Ронни Стивенс говорит о конфликтных ситуациях в нашей жизни и выводит принцип, что более праведный из двух участников конфликта обычно делает первый шаг к примирению. Лот мог забрать лучшую землю, и Аврам проявляет упование на Бога. Ронни Стивенс подчеркивает важную мысль: Если Бог тебе чего-то не дает, не пытайся получить это сам. Лот — это прообраз плотского верующего, но в Новом Завете о нем говорится как о праведнике.

8.2. Духовное значение победы Аврама. Мелхиседек – совершенный прообраз Христа

В Главе 14-ой впервые появляется слово «война». Здесь также впервые встречаются слова «еврей» и «десятина». Рассказывая о войне царей и о победе Аврама, пастор Ронни Стивенс проводит параллель с Новым Заветом и отмечает, что второй Адам возвращает намного больше, чем потерял первый Адам. Личность Мелхиседека важна для понимания богословия Нового Завета, поэтому изучению образа Мелхиседека в этой лекции уделяется особое внимание. Интересно узнать, откуда он знал Бога.

8.3. Завет Бога с Аврамом

Авраам желает убедиться, что Бог действительно ему что-то даст, а Бог предлагает ему принести животных в жертву. Аврааму пришлось отгонять хищных птиц от животных. В нашей жизни бывают важные с духовной точки зрения события, когда вдруг в примечательный момент происходит что-то неприятное и раздражающее. В такие минуты нам интересно узнать, почему Бог не позаботился об этом. Пример с Авраамом помогает нам понять, что такое происходит в этом мире, несмотря на Божье присутствие в нем. Богу важна наша верность, но Он не защищает нас от забот. Мы узнаем о будущем народа, который произойдет от Авраама. Египетский плен был частью Божьего замысла, а не случайностью.

8.4. Оправдание по вере

Павел показывает, как праведный Бог может простить нас и сделать нас сопричастниками его праведности. Божья праведность принадлежит не только евреям, но и язычникам. Оправдание по вере было Божьим замыслом. Преподаватель рассуждает об оправдании, которое дается по благодати.

8.5. Попытка «помочь» Богу не увенчается успехом

На основании стихов из этой главы преподаватель Ронни Стивенс объясняет, почему он считает, что Ангел Господень — это Иисус Христос, явившийся в мир до воплощения.

8.6. Новые имена и обрезание как знак завета

Что такое жизнь веры? Жизнь веры — жизнь в ожидании того, что хотелось бы иметь сейчас. В Главе 17-ой происходят три важных события. Бог дает Авраму новое имя — Авраам. Отчего укрепляется наша вера? Бог выбирает ритуал обрезания как знак завета. Бог говорит Аврааму о том, когда произойдет обещанное. Через 25 лет Бог отвечает на вопрос о времени появления ребенка.

РАЗДЕЛ 9. “Эверест” Ветхого Завета (Быт. 18:16-22)

Бытие, глава 22 – центральная глава всей книги. Речь в ней идет о принесении Авраамом в жертву своего единственного сына. Именно в этой главе впервые встречается слово «любовь». Изучение этого события дает много в понимании характера Бога. Помимо этого события, вы также изучите повествование о гибели жителей Содома и Гоморры, узнаете о слабостях Авраама и о других событиях.

9.1. Неужели Бог погубит праведного с нечестивым?

Преподаватель Ронни Стивенс анализирует диалог Авраама с Господом об уничтожении Содома и Гоморры. Он отмечает, что безнравственность связана с неверием, а богословие тесно связано с нравственностью. Вы также узнаете о том, как поступили жена Лота и его дочери.

9.2. Исполнение Божьего обетования, несмотря на плотский поступок Авраама

Ронни Стивенс рассуждает о жизни по плоти на примере поведения Авраама, который обманывает Авимелеха. Несмотря на долгое хождение с Богом, Авраам поступает по плоти незадолго до исполнения обетования, но ничто не может помешать Божьему замыслу.

9.3. Любовь отца к сыну – ключ к пониманию всего

В этой главе впервые употребляется глагол «любить» в контексте любви Авраама к Исааку. Любовь отца к сыну помогает нам понять все. Преподаватель обращает наше внимание на незамедлительное послушание Авраама, проявившееся независимо от того, насколько ужасающим было повеление Бога.

9.4. Жертвоприношение Исаака – «золотая жила»

Бог хотел, чтобы Авраам смог почувствовать, что испытывает отец, который не пощадил своего сына.

9.5. Испытание Авраама и Исаака. Этические вопросы

Вера Авраама укрепилась настолько, что он доверяет Богу во всем.Испытание выдерживает не только Авраам, но и Исаак, который доверился отцу. Как же определить, где — «испытание от Бога», а где — «искушение от дьявола»? — Ронни Стивенс поможет нам понять разницу.

9.6. Ответ на вопрос Исаака: «Где агнец?». Исаак и агнец – прообразы Иисуса Христа

Мы узнаем, что Авраам понял еще одну черту Божьего характера. В этой главе появляется имя Бога «Иегова-ире», что означает «Господь усмотрит». Ответ на вопрос Исаака «Где же агнец?» дает Иоанн Креститель в Новом Завете.

РАЗДЕЛ 10. Семья Исаака и Ревекки (Быт. 23-27)

Преподаватель Ронни Стивенс отмечает, что исторические уроки являются для нас и уроками духовными. Авраам посылает слугу, чтобы найти жену для своего сына. Ронни Стивенс сравнивает это со служением благовестника. Ревекка, поверив свидетельству слуги, готова стать женой сына его хозяина. В этом разделе курса речь пойдет о семье Исаака и Ревекки, о рождении братьев-близнецов, об отношении родителей к детям, о желании получить обещанное раньше времени, а также и о последствиях обмана.

10.1. Женитьба Исаака на Ревеке. Сверхъестественное рождение Исава и Иакова

В этом разделе рассматриваются несколько важных событий: смерть Сарры, женитьба Исаака на Ревекке, смерть Авраама, сверхъестественное рождение Исава и Иакова. В этом фрагменте пастор Ронни Стивенс расскажет об осуществлении Божьей воли в жизни Исаака.

10.2. Исав продает первородств

Преподаватель Ронни Стивенс сравнивает Давида и Иакова, которые ожидали Божьего благословения. Давид не стал убивать Саула, чтобы стать царем, но Иаков решил получить первородство сам, не дожидаясь Бога.

10.3. Исаак обманывает Авимелеха

Исаак идет по стопам отца, прибегает к обману и выдает Ревекку за свою сестру. Но в другой ситуации он поступил не так, как его отец. Сначала он выкопал колодец, а потом построил жертвенник. Ронни Стивенс отмечает, что передать силу веры следующему поколению очень трудно.

10.4. Последствия обмана в целях получения благословения

В семье, в которой один из родителей предпочитает одного из детей, а второй — другого, возникают большие проблемы. Бог собирался дать благословение Иакову, но тот предпочел «украсть» благословение, чтобы не ждать исполнения Божьего обетования. Ронни Стивенс говорит о необходимости не торопить события, так как в этом случае мы получим намного меньше, чем ожидали. Ревекка поступила по-своему, и ей пришлось на 20 лет расстаться с любимым сыном.

РАЗДЕЛ 11. Жизнь Иакова после бегства (Быт. 28-29)

В этом разделе курса Ронни Стивенс повествует о жизни Иакова после бегства из дома. Иаков размышлял о материальной и физической награде, которую дает Бог. Но после видения в Вефиле он думает о личных взаимоотношениях с Богом и в ознаменование этого события ставит памятник. Каждому из нас важно находить на своём пути вехи, отмечая ими те моменты, когда Господь был с нами. Бог не только благословляет Иакова, но и воспитывает его. Ему придется на практике понять принцип: «Что человек посеет, то и пожнет».

11.1. Лестница Иакова

Ронни Стивенс приводит фрагмент из Евангелия от Иоанна, где в своей беседе с Нафанаилом Иисус Христос говорит об ангелах «восходящих и нисходящих». Такую лестницу увидел во сне Иаков. Лестница — это прообраз Христа.

11.2. Поклонение Иакова Богу

Преподаватель Ронни Стивенс обращает внимание на выражение «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» Что мы подразумеваем, когда говорим о присутствии Бога? Иаков обещает Богу десятину, хотя обещание это не безусловное.

11.3. Первое повествование о романтической любви

Преподаватель Ронни Стивенс рассказывает о первой романтической любовной истории, записанной в Библии. Вы также узнаете, чем отличается похоть от настоящей любви. Нам трудно себе представить, как Иаков мог жениться на старшей сестре, но Ронни Стивенс поможет вам разобраться в этой ситуации, а также напомнит принцип «Что посеет человек, то и пожнет». Благодать и прощение не позволяют избежать последствий греха, которые не заставят себя ждать.

11.4. Иаков предпочитает Рахиль, а Бог предпочитает Лию

Преподаватель Ронни Стивенс напомнит нам цели, которые мы ставим перед собой, изучая Книгу Бытия. Эта лекция — обзор событий, изложенныых в 29-ой главе, и обсуждение вопроса о полигамии.

РАЗДЕЛ 12. Соперничество между женами. Два предрассудка (Быт. 30)

В этом разделе курса Ронни Стивенс говорит о проблемах, которые возникают в полигамной семье. Особое внимание преподаватель обращает на два суеверия или предрассудка, которыми руководствуются члены этой семьи. Даже если герои верят в эти суеверия, это вовсе не означает, что Библия учит нас этому.

12.1. Соперничество двух сестер и рождение детей

Рахиль знает, что муж ее любит, но все же Бог посылает сыновей Лии, а Рахиль остаётся бесплодной. Рахиль предлагает Иакову свою служанку. Преподаватель Ронни Стивенс обращает внимание на суеверие о целительных свойствах мандрагоровых яблок.

12.2. Суеверия и предрассудки

Иаков понимает, что его благословляет не Лаван, а Бог. Иаков делает предложение Лавану, в результате все хорошее приходит Иакову, а все плохое — Лавану. Преподаватель Ронни Стивенс обращает внимание на cуеверие Иакова, считавшего, что физический предмет имеет духовное влияние.

РАЗДЕЛ 13. Возвращение Иакова домой через двадцать лет (Быт. 31)

В этом разделе курса преподаватель Ронни Стивенс особо подчеркивает тот факт, что Рахиль украла домашних богов своего отца. Существуют разные толкования ее поступка, но Ронни Стивенс считает, что Рахиль поклонялась лжебогам.

13.1. Бегство Иакова. Рахиль крадет домашних богов Лавана

В предыдущей главе Ронни Стивенс говорил о суевериях. В данном фрагменте он показывает разницу между суеверием и лжепоклонением. Суеверие — это глупость, а идолопоклонство — это мерзость.

13.2. Спор между Иаковом и Лаваном заканчивается заключением союза

Рахиль обманывает отца и скрывает от него идолов. Очевидно, что хитрости и обману она научилась у Лавана. Почему Лия была более благословенной, чем Рахиль? Преподаватель Ронни Стивенс считает, что ответ кроется в идолах.

РАЗДЕЛ 14. Подготовка Иакова к встрече с Исавом. Примирение двух братьев (Быт. 32-33)

По дороге домой Иаков встречает Ангелов Божиих. Очень важно, как произойдет встреча двух братьев. Когда Иаков услышал, что Исав идет ему навстречу, он испугался. Преподаватель Ронни Стивенс размышляет о причинах его страха.

14.1. Возрастание в вере и возрастание в страхе

Преподаватель Ронни Стивенс беседует о страхе, который испытывал Иаков. Почему даже после встречи с ангелами Иаков продолжал бояться Исава? Ронни Стивенс уделяет большое внимание молитве Иакова. Она основана на Божьих обещаниях. В молитве мы не можем лгать. Когда мы начинаем молиться, Бог начинает действовать, но здесь и Иаков действует тоже.

14.2. Иаков получает благословение и новое имя

В этом фрагменте преподаватель Ронни Стивенс дает толкование сложному повествованию о борьбе Иакова с Богом. Иаков получает благословение в Пенуэле.

РАЗДЕЛ 15. Жизнь семьи Иакова в земле обетованной (Быт. 34-38)

В этом разделе курса вам предстоит вместе с преподавателем пройти главы 34-38 книги Бытие. Начав с повествования о жизни Иакова в родной земле, преподаватель постепенно переходит к главному персонажу – Иосифу, любимому сыну Иакова. Именно он и станет главным героем всей последующей части книги Бытие, да самого её конца. Немаловажная глава – это глава 38, где речь идет о событиях в семье Иуды. Ронни Стивенс подробно останавливается на этой главе и показывает ее ценность.

15.1. Изнасилование Дины и месть ее братьев

Удивительно, что эта история записана в Библии. Братья считали, что
должны были отомстить за бесчестие своей сестры. Иаков начинает
наставлять свою семью в духовных вопросах. Он просит их избавиться от
идолов. Пастор Ронни Стивенс рассуждает об идолах в нашей жизни.

15.2. Обновление завета с Богом в Вефиле

В Вефиле Бог подтверждает Своё обетование и использует новое имя Иакова — Израиль. Бог обещал Иакову многочисленное потомство. У Иакова рождается последний ребенок, но Рахиль умирает. Преподаватель Ронни Стивенс рассуждает о трудностях в нашей жизни.

15.3. Ненависть братьев Иосифа возрастает. Они продают его в рабство

Иаков любил Иосифа, а братья ненавидели его. Иаков расстроился, когда Иосиф пересказал ему своё сновидение. Но ведь это Бог открывал Иосифу будущее таким образом, а он, Иосиф, лишь передавал Его слова. Можно ли видеть в этом гордость и высокомерие? Почему дети одного отца могут быть благочестивые и нечестивые? Преподаватель Ронни Стивенс отмечает, что нельзя заставить человека стать благочестивым с помощью ритуалов.

15.4. Иосиф – прообраз Иисуса Христа

Преподаватель проводит параллели между Иосифом и Иисусом Христом.

15.5. Бог лишает жизни двух сыновей Иуды

Иуда «украл» сына Иакова. В этом повествовании также говорится о принципе «Что посеешь, то и пожнешь». Когда мы допускаем в свою жизнь зло, то грех приходит и туда, куда мы не собирались его пускать. Вы узнаете о левирате, о грехе Онана, за который Бог лишил его жизни.

15.6. Фамарь становится матерью детей Иуды

В этом фрагменте вы узнаете еще об одном событии из жизни Иуды и его семьи. Фамарь обманывает свекра и становится матерью его детей. Несмотря на безнравственность ее поступка, она — первая из женщин, которая упоминается в Новом Завете. Преподаватель Ронни Стивенс находит в этом повествовании принципы для практического применения в жизни.

РАЗДЕЛ 16. Жизнь Иосифа в Египте (Быт. 39-43)

Иосиф – главный герой, жизнь которого предстоит изучать в этом разделе курса. После того как браться продали его в рабство, произошло множество удивительных событий. Все события в жизни Иосифа – великий промысел Божий. Вам предстоит подробно рассмотреть жизнь Иосифа в Египте: Иосиф в доме Потифара, Иосиф в темнице и Иосиф пред лицом фараона. Особенным моментом будет повествование о встрече Иосифа с его братьями. Жизнь Иосифа – прекрасный прообраз жизни Христа. Преподаватель объясняет духовное значение всех событий в свете личности Иисуса Христа.

16.1. Иосиф в доме Потифара

Как долго мы готовы ждать исполнения Богом Его обещаний? Иосиф был особенным человеком. Бог допустил, что Иосиф оказался среди египтян, но при этом не стал одним из них. Иосиф потерял семью, родину и свободу, но — не Бога! Иосиф доказал, что Бог — это все, что необходимо иметь. Иосиф был наказан за то, что поступал правильно.

16.2. Иосиф в темнице истолковывает сон виночерпия и хлебодара

Что делает нас способными служить другим людям? Находясь в тюрьме, Иосиф служит виночерпию и хлебодару и дает толкование их снам. Но при этом Иосиф подчеркивает, что истолкование исходит от Господа.

16:3. Иосиф истолковывает сны фараона и осуществляет план спасения

Испытания в жизни Иосифа не убивают его любви к Богу. Преподаватель Ронни Стивенс предлагает нам задуматься о том, ради чего мы живем, и доверять ли нам Богу, когда жизнь полна страданий. Можно ли найти пример более преданного Богу человека, чем Иосиф? Иосиф страдал 13 лет, прежде чем он предстал перед фараоном. Но при этом Иосиф сохранил верность Богу. Ронни Стивенс снова сравнивает Иосифа с Иисусом из Назарета.

16.4. Братья Иосифа поклонились ему в Египте

Десять братьев Иосифа отправляются в Египет за хлебом, а Вениамин остаётся с отцом. Братья поклонились Иосифу, т.е. исполнился сон, но
прошло с тех пор 13 лет. Некоторые критики обвиняют Иосифа в обмане, однако преподаватель Ронни Стивенс объясняет, что в поведении Иосифа не было ничего безнравственного. Весь этот спектакль был разыгран для того, чтобы узнать, изменились ли его братья или нет.

16.5. Братья возвращаются в Египет с Вениамином

Иаков удивляется, что сыновья сказали Иосифу правду, но отпускает Вениамина вместе с ними в Египет. Братья Иосифа изумляются, когда он рассаживает их за столом по старшинству. Это одна из историй о милости Божией.

РАЗДЕЛ 17. Иосиф испытывает братьев (Быт. 44-45)

Иосиф стал искупителем для язычников и своих братьев, но ему пришлось пострадать для этого. Однако Бог выбирает колено Иуды, из которого в мир впоследствии пришел Христос. Преподаватель Ронни Стивенс считает, что это произошло, потому что Иосиф отправился в Египет вопреки своей воле, а Иуда по своей воле готов был стать рабом. Бытие 45:3 — это самая драматическая история Ветхого Завета. Такая же история произойдёт еще раз, но уже с участием Иисуса Христа.

17.1. Иуда становится искупителем

Иногда нам кажется, что нам не везет, что ничего хорошего с нами не
происходит, что Бог нас не любит. Кажущееся невезение может быть милостью. В мешке Вениамина находят чашу, но он знает о своей невиновности. В четвертый раз братья падают на землю перед Иосифом. Они осознают свой грех.

17.2. Почему Иисус Христос – потомок Иуды, а не Иосифа?

Читая эту историю, важно заметить, о чём говорит Иуда в 33-ем стихе. Сердце и характер Иуды изменилось. Ради того, чтобы Вениамин был свободен, он готов стать рабом. Почему Иисус Христос — потомок Иуды? Есть ли этому объяснение? Нужно ли нам это объяснение?

17.3. Иосиф прощает братьев и объясняет братьям Божий замысел

Иосиф утешает своих братьев и объясняет, что все произошло по Божьей
воле, — для того, чтобы сохранить их. Может быть, и через ваши страдания Бог хочет
кого-то спасти. Так смотрит на жизнь Новый Завет, но уже Иосиф озвучивает этот духовный взгляд на характер поступков Бога. Если в жизни нашей не будет бед, то мы не сможем познать, что Бог — это Бог великого избавления. Иосиф осознаёт владычество Бога в своей жизни.

РАЗДЕЛ 18. Переселение в Египет (Быт. 46-50)

После кульминации в истории с Иосифом остаются лишь некоторые детали: переселение в Египет семьи Иакова, его встреча с сыном, благословение детей Иосифа и колен Израилевых. В конце своей жизни Иаков открывает для себя смысл подлинного поклонения Богу. Обо всех этих событиях кратко расскажет преподаватель Ронни Стивенс.

18.1. Последние дни Иакова

Глава эта может показаться нам скучной, но Моисей писал её для израильтян, которые хотели знать подробности о переселении в Египет. Иаков был счастлив увидеть Иосифа, а фараон отделил для него лучшую часть земли. В конце жизни Иаков учится подлинному поклонению. Иосиф приводит сыновей
к своему отцу для благословения. Иаков же поступает не так, как хотел
Иосиф, потому что Бог открыл ему, что меньший сын Ефрем будет первым, а
старший Манассия — вторым. В 49-ой главе Иаков изрекает пророчества о
коленах Израилевых. Иаков прожил жизнь, полную событий и приключений.
Что особенного в этом благословении? Почему в Послании к Евреям
говорится о вере Иакова?

18.2. Смерть Иакова и смерть Иосифа

«После смерти Иакова братья Иосифа боятся, что он отомстит им. Они пришли просить прощения. Иосиф плачет, видя, что они не понимают смысла прощения, милости и благодати. Братья Иосифа получили искупление, но не поняли, что оно дано им навеки. Одно из величайщих высказываний, записаных в Ветхом Завете, принадлежит Иосифу: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога». Сила и власть не вскружили ему голову; он никогда не ставил себя на место Бога, хотя такие искушения возникают у любого правителя. В конце курса Ронни Стивенс говорит о суверенности Бога и о Его владычестве.

logo tvs

На этом курсе 38 студентов