История христианства в лицах: Средневековье

HS512 История христианства в лицах: Средневековье

Описание курса:

Курс магистерской программы “ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ЛИЦАХ: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ познакомит студентов с основными событиями церковной истории с момента начала арабских завоеваний VII века до эпохи Возрождения (Ренессанса) в XV веке. Период Средних веков будет представлен как важный этап в развитии церкви и человечества, время зарождения и становления феодальных отношений, возникновения народностей и государств современной Европы, формирование римско-католической и православных церквей в том виде, в котором они существуют и сегодня. Особый акцент будет сделан на изучении истории Руси X-XV вв. и предреформационных движений, таких как вальденсы, катары, альбигойцы в Европе, и стригольники, жидовствующие на Руси.

Данный курс предназначен для ознакомления студентов с основными историческими этапами и событиями истории христианской Церкви от начала арабских завоеваний до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира и церкви, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Курс призван сформировать у студентов историческое мышление и познакомить с понятиями и догматическими учениями, сложившимися в период Средневековья. Также курс поможет студентам выработать навыки исторического исследования.

Цели и задачи курса

Изучив этот курс, студенты смогут:

Когнитивные (познавательные) цели

  1. Познакомить студентов с основными этапами и событиями церковной истории с момента начала арабских завоеваний VII века до эпохи Возрождения (Ренессанса) в XV веке; 
  2. Сформировать у студентов целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде Всемирной истории

Эмотивные  цели (подход)

  1. Осветить религиозное, экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира в Средние века, показать их общие черты и различия;
  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории христианства и всего мира;
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека (государство, церковь, монархия, республика, законы, нормы морали), уделив при этом особое внимание истории христианства.

Психомоторные цели (навыки)

  1. Научить студентов работать с историческим материалом, анализировать информацию (нарративную, статистическую) по истории Средневековой церкви, определять ее объективность. 
  2. Сформировать навык анализа понятий и концепций, встречающихся в историческом богословии периода Средних веков VII — XV вв.
  3. Развить навыки написания историко-исследовательских работ.

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Введение в курс

В этом разделе доктор Санников:

  • даст определение термину Средневековье и охарактеризует этот исторический период;
  • представит ислам как простую и ясную религиозную систему, в основе которой лежит повиновение Богу и выполнение 5 основных правил (столпов);
  • перечислит причины достаточно быстрого завоевания арабами христианских территорий в VII — VIII веках;
  • расскажет, каким образом происходил рост Франкского государства, который привел к восстановлению Римской империи при Карле Великом.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • рассказать, каким образом Иерусалим стал святым городом и для мусульман;
  • ответить на вопрос: «Почему ислам появился и так легко распространился с точки зрения Божественного провидения»?
  • показать, насколько важной была победа Льва III над арабами, одержанная у Акроинона в 739 г.;
  • доказать, что история Средневековья – это история столкновения религий и теократических государств.

1.1. Вводные замечания

В сознании многих людей Средневековье вызывает мрачные картины. А что же было в реальности? Какие маркеры могут показать нам, что происходило с христианством в этот период? В вводном фрагменте курса «Средневековое христианство» Сергей Викторович Санников:
— приглашает нас отправиться в путешествие по Средневековью и познакомиться с историей христианства, начиная с VII века;
— называет две книги, которые пригодятся во время путешествия;
— кратко описывает изучаемый период истории и сравнивает его с периодом античности;
— обращает внимание на три важных слова-показателя, которые характеризуют христианство.

1.2. Мухаммад

Как начинается ислам? Каким человеком был Мухаммад? Почему быстро исчезало христианство на исламских территориях? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— знакомит нас с простой и ясной системой, состоящей из пяти столпов;
— объясняет значение слова «ислам»;
— рассказывает о жизни Мухаммада и наступлении ислама после его смерти;
— уделяет особое внимание исламизации Иерусалима и цитирует фрагмент о вознесении Мухаммада на небо;
— подчеркивает отличия между двумя группами в исламе;
— делает выводы о необходимости быть истинными христианами.

1.3. Карл I

В начале Средневековья Европа представляла собой лоскутное феодальное одеяло, но уже в VII -VIII вв. на передний план выходит Франкское государство. В этом фрагменте лекции Сергей Викторович Санников отвечает на следующие вопросы:
— Почему Франкское государство оказалось выше других и получило поддержку Рима?
— Что знаменательного в битве при Пуатье?
— Как Карлу I удалось возродить Римскую империю?
— Что произошло с Византией после смерти Юстиниана I?

РАЗДЕЛ 2. Религиозно-государственные отношения в эпоху Раннего Средневековья

В этом разделе доктор Санников:

  • представит римских пап, которые подняли авторитет римского церковного престола;
  • расскажет о том, как произошла великая схизма – раскол между восточным и западным христианством в 1054 году;
  • покажет, как развивались религиозно-государственные отношения в эпоху раннего Средневековья;
  • опишет различия, которые есть в таких учениях, как монофизитство, диофизитство и монофелитство.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • объяснить, почему в русской традиции папу Григория I называют «двоесловом»;
  • назвать церковного иерарха, который первым стал именовать себя экуменическим (вселенским) епископом;
  • рассказать о непростом жизненном пути Максима Исповедника (ок. 580 – 662);
  • выработать свое отношение к флагеллантству.

2.1. Григорий Великий

Григорий Великий – величайший римский папа, создавший папство в его современном виде. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о Григории Великом Двоеслове и его талантах;
— знакомит нас с книгой Григория I «Диалоги о жизни италийских святых», в которой описываются различные чудеса;
— обращает внимание на то, что Григорий был первым папой-монахом;
— объясняет значение прозвища Григория;
— называет имена других выдающихся римских пап, которые оставили свой след в истории и подняли авторитет римских пап.

2.2. Михаил Керуларий

В середине XI века произошла «Великая схизма». Главными действующими лицами разделения церквей стали Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и кардинал Гумберт, легат папы римского. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о фигурантах раскола и решительных действиях римских легатов;
— уделяет внимание диспуту Гумберга с Никитой Стифатом и подчеркивает отличия между восточным и западным христианством;
— объясняет проблему с филиокве;
— цитирует слова из отлучительной грамоты кардинала Гумберга;
— говорит о последствиях раскола, а также тщетных попытках примирения и восстановления единства Востока и Запада.

2.3. Максим Исповедник

Каким было состояние восточного монашества во времена Средневековья? Какой спор расколол империю? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о жизни и смерти Максима Исповедника, занимавшегося личной аскезой и богословием;
— уделяет внимание активной борьбе Максима с монофелитством;
— объясняет причины появления монофелитства;
— рассуждает о движении монофизитства;
— подчеркивает различия в понимании природы Христа в монофизитстве и диофизитстве;
— знакомит нас со значением греческого слова «энергия».

2.4. Петр Дамиани

Жизнь монахов в Западной Европе значительно отличалась от восточного монашества. В начале X века начинается возрождение аскетизма и общий подъем религиозности. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— цитирует фрагмент из Летописи прелатов Реймса, в котором представлена печальная картина жизни монахов;
— рассказывает об обновлении и объединении монастырей под руководством Клюнийского аббата;
— уделяет особое внимание Петру Дамиани – личности, которая сыграла важную роль в реформе монашеской жизни;
— знакомит нас с богословскими взглядами Петра Дамиани и разработанной им системой покаяния.

РАЗДЕЛ 3. Богословие и практика Раннего Средневековья

В этом разделе доктор Санников:

  • представит обычаи и нравы раннего Средневековья;
  • посмотрит на рыцарство, как на одно из ярких проявлений Средневековья;
  • расскажет о миссии Бонифация (ок. 672-754), который остался в истории как апостол германцев;
  • перечислит предпосылки иконоборчества в Византийской империи.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • рассказать о самой влиятельной женщине раннего Средневековья Адельгейде (Аделаиде) Бургундской (931 – 999 гг.);
  • объяснить значение латинской фразы Рах Dei;
  • перечислить Византийских императоров, которые сыграли заметную роль в истории иконоборчества и иконопочитания;
  • пояснить, почему преподаватель назвал раннее Средневековье периодом контрастов.

3.1. Адельгейда и Оттон

Адельгейда Бургундская — самая влиятельная женщина раннего Средневековья, которая активно развивала римскую форму богослужения. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— цитирует фрагмент из жизнеописания Адельгейды;
— рассказывает о браке Адельгейды и Оттона I, а также о рождении средневековой священной Римской империи;
— уделяет внимание той роли, которую сыграли Адельгейда и ее невестка в становлении империи.

3.2. Богословие и практика

В Западной Европе происходит много изменений, которые не были характерны для Востока и расходились с принципами раннего христианства. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о бытовой жизни Западной Европы, которая кажется странной современному человеку;
— раскрывает значение термина Pax Dei;
— подчеркивает контрасты Средневековья и приводит примеры;
— цитирует кодекс средневекового рыцаря.

3.3. Бонифаций

Христианская миссия в период раннего Средневековья своеобразна и зависима от политических условий. В этом сюжете Сергей Викторович Санников:
— рассматривает вопрос об отличительных особенностях миссии на Западе и на Востоке;
— подчеркивает контрасты в осуществлении миссионерской деятельности;
— уделяет особое внимание архиепископу Бонифацию, выдающемуся миссионеру и просветителю Германии;
— говорит о главных проблемах, с которыми сталкивался Бонифаций;
— кратко описывает представления о миссии Карла Великого и других франкских королей.

3.4. Иконоборчество. Лев III Исавр

Иконоборческая политика в Византии продолжалась на протяжении достаточно длительного времени. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— читает фрагмент из книги «Октавий»;
— рассказывает о появлении практики поклонения изображениям;
— рассматривает предпосылки иконоборчества и приводит интересные примеры;
— уделяет особое внимание деятельности одного из самых выдающихся императоров Византии Льва III Исавра;
— знакомит нас с выводами VII Вселенского иконоборческого собора 754 года;
— разбирает христологический аргумент иконоборцев.

3.5. Иконоборчество. Ирина Афинянка

Во время правления властолюбивой и набожной императрицы Ирины произошли большие изменения. В 787 году состоялся Собор, на котором было восстановлено иконопочитание и утверждено иконопоклонение. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— обращает внимание на неправильное представление о жизни женщин в Византии и говорит о влиянии императриц;
— зачитывает некоторые из решений VII Вселенского Собора 787 года;
— рассказывает о том, как отреагировал Запад на идею о поклонении иконам и цитирует решение Франкфуртского Собора 794 года;
— делится краткой информацией о Льве V Армянине и Иоанне Грамматике.

РАЗДЕЛ 4. Славянская стихия

В этом разделе доктор Санников:

  • расскажет о том, как и когда начинают формироваться славянские государства;
  • сделает анализ деятельности Кирилла и Мефодия в восточнославянских землях;
  • опишет жизненный путь княгини Ольги и князя Владимира, которые оставили значимый след в истории Киевской Руси и всего славянства;
  • представит Ярослава Мудрого как сильного, европейского политика, который достойно продолжил дело отца, князя Владимира.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать и охарактеризовать четыре крупных славянских государства VIII — IX вв.;
  • объяснить каким образом св. Климент Римский сыграл большую роль в христианизации славян;
  • рассказать, при каких условиях состоялся брак князя Владимира и Анны, сестры византийского императора, после которого произошло крещение Руси;
  • объяснить, как при Ярославе Мудром Киев стал одним из красивейших городов Европы.

4.1. Кирилл и Мефодий

Христианская страница в истории для славян начинается с двух миссионеров и просветителей Кирилла и Мефодия. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о формировании славянских государств в VIII-IX вв.;
— рассматривает простую схему христианизации славян;
— знакомит нас с жизнью и деятельностью Кирилла и Мефодия;
— кратко останавливается на посещении хазаров для участия в диспуте.

4.2. Христианство в Моравии

В Моравию христианство проникло с войском Карла Великого. А в 862 году великоморавский князь просит у императора Михаилаучителей, способных разъяснить Священное Писание на понятном языке. В Моравию Кирилл и Мефодий прибыли с переводами некоторых книг и успешно там проповедовали. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывет о создании азбуки;
— подчеркивает мужество Мефодия, который продолжил служение в Моравии после смерти Кирилла;
— говорит несколько слов о князе Борисе, который ввел христианство в Болгарии.

4.3. Княгиня Ольга

Первой известной христианкой в Киевской Руси стала княгиня Ольга, жена князя Игоря, убитого древлянами. Как ее описывает летопись «Повесть временных лет»? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рисует образ властной и умелой правительницы;
— рассказывает о принятии Ольгой христианства и крещении в Константинополе;
— уделяет особое внимание детям и внукам княгини Ольги, на которых она оказывала большое влияние.

4.4. Князь Владимир

У Владимира, внука княгини Ольги, были глубокие религиозно-политические искания, которые затруднили его путь к христианству, но после крещения его деятельность сильно изменилась. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о «поисках веры» князя Владимира;
— цитирует фрагмент из летописи, в которой повествуется об Анне и крещении Владимира;
— рассказывает о крещении в Киеве и подавлении восстания в Новгороде;
— кратко останавливается на правлении Ярослава Мудрого после смерти князя Владимира;
— обращает внимание на европейскую ориентацию Ярослава.

РАЗДЕЛ 5. Предпротестантские движения

В этом разделе доктор Санников:

  • представит самые ранние предпротестантские движения, которые появляются в истории христианства;
  • расскажет о труде Петра Сицилийского, который называется «Полезная история»;
  • назовет причины, по которым при Льве Исавре павликиане получили охранную грамоту;
  • назовет особенности движения богомилов, которое появляется в Болгарии примерно в X веке.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать самое раннее предпротестантское движение;
  • рассказать о том, при каких обстоятельствах византийский офицер Симеон возглавил движение павликиан;
  • перечислить отличия движения павликиан от богомилов;
  • объяснить, каким образом движение богомилов проникло в Киевскую Русь.

5.1. Павликиане

К VIII веку неизбежно должны были возникнуть попытки очищения христианства от чуждых ему взглядов. Одним из самых ранних протестантских движений стало движение павликиан. Что отвергали и что отрицали павликиане? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— цитирует фрагмент из книги Петра Сицилийского, в котором подчеркивает связь павликиан с манихеями;
— рассказывает о гонениях на павликиан, обращая особое внимание на время правления императрицы Феодоры;
— описывает богословские взгляды павликиан и сравнивает их с идеями манихеев и гностиков.

5.2. Богомилы

Под влиянием павликиан в Болгарии в X веке появляется самобытное славянское движение – богомилы. В этом фрагменте Сергей Викторович Санников:
— кратко излагает учение богомилов, которое представляет собой смесь христианства и гностицизма;
— рассказывает об Антибогомильном соборе, на котором богомильство характеризовалось как манихейство;
— описывает общину богомилов, состоящую из трех групп людей;
— обращает внимание на распространение богомильства и борьбе с богомилами.

РАЗДЕЛ 6. Национально-религиозные государства

В этом разделе доктор Санников:

  • расскажет о том, как и когда начинают формироваться национальные государства;
  • представит историю жизни и смерти «Орлеанской девы» Жанны д՛Арк;
  • опишет расцвет государств Пиренейского полуострова при Изабелле I Кастильской (1451-1504) и Фердинанде II Арагонском (1452-1516);
  • посмотрит на последние годы существование Византийской империи через жизнь императора Константина XI и султана Мехмеда II.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • перечислить европейских монархов, которые внесли особый вклад в формирование и укрепление национальных государств;
  • рассказать о том, как именно цивилизация турок пришла на смену цивилизации арабов;
  • описать, как осуществлялись попытка сближения Западной и Восточной церквей в XIII и XV вв.;
  • назвать причины падения великой Византийской империи.

6.1. Национально-религиозные государства

В период Средневековья изменились политические реалии мира, в котором развивалось христианство. Политическая карта мира стала похоже на лоскутное одеяло небольших национальных государств. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает об императоре Фридрихе I Барбаросса, при котором Римская империя достигла наибольшего расцвета;
— говорит несколько слов о внуке Фридриха I, который решительно боролся с папством и был правителем, любившим культуру и искусство;
— упоминает герцога Вильгельма Завоевателя, который покорил англосаксов и стал королем Англии;
— обращает внимание на формирование Франции как государства, а также напоминает причины столетней войны.

6.2. Жанна Д, Арк

Франция в ходе столетней войны не раз оказывалась на волоске от гибели и могла превратиться в английскую провинцию. Но неповторимая Жанна д’Арк смогла возродить героический патриотизм и привести Францию к победе. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— подробно рассказывает об испытаниях Жанны д’Арк, ставшей ответом на мистические ожидания Девы — спасительницы Франции;
— описывает общее положение Франции и рассказывает интересные факты, обращая внимание на нерешительность дофина Карла,
— описывает предательство, пленение, суд и смерть Жанны д’Арк.

6.3. Пиренеи

Что произошло с мощными арабскими государствами на Пиренейском полуострове во время правления католического короля Фердинанда и королевы Изабеллы? Почему Испания изгнала всех мавров и евреев из страны? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о расцвете полуострова в Х веке при халифе Абд ар-Рахмане III;
— описывает ситуацию в Пиренеях в XI — XIII веке;
— говорит о роли Изабеллы Кастильской и ее мужа Фердинанда и о ключевых событиях в истории Испании;
— объясняет главную причину потери Испанией могущества.

6.4. Константин XI

Что послужило движущей силой уний на Западе? Почему вражда между Западом и Востоком превратилась в народную вражду? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о распаде Сельджукской державы и формировании исламского халифата Фатимидов в Северной Африке;
— говорит о падении Византии и обращает внимание на политику Михаила VIII Палеолога;
— объясняет причины созыва XIV Вселенского собора, на котором была предпринята попытка заключения унии с православной церковью;
— описывает гибель последнего византийского императора Константина XI в сражении с турками.

6.5. Мехмед II

Мехмед II был интересной и образованной личностью, но вошел в историю как жестокий завоеватель. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— обращает внимание на то, что Мехмед II с детства мечтал захватить Константинополь;
— рассказывает о разграблении Константинополя и превращении храма Софии в мечеть;
— приводит несколько интересных случаев из жизни Мехмеда II, чтобы показать, каким он был человеком.

РАЗДЕЛ 7. Древнерусское государство: между Западом и Востоком

В этом разделе доктор Санников:

  • покажет, как в политике Древней Руси XIII — XV вв. произошел поворот от Запада к Востоку;
  • расскажет о причинах поражения русско-половецкой армии от монголов при р. Калке;
  • даст свою оценку политике русского князя Александра Невского;
  • представит положение русской церкви в монгольскую эпоху.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать самого жестокого правителя в истории (по мнению преподавателя);
  • рассказать о московском князе, который женился на сестре монгольского Узбек-хана и получил титул зятя Ченгизидов;
  • описать, кем был Пересвет, который бился с Челубеем на Куликовом поле;
  • перечислить причины, по которым в 1448 г. русская церковь объявила себя автономной.

7.1. Чингисхан

В начале XIII века из многочисленных тюрко-монгольских племен складывается монгольская держава под предводительством Чингисхана. На развитие христианства стала влиять азиатская угроза. В этом фрагменте Сергей Викторович Санников:
— обращает внимание на жестокость Чингисхана;
— указывает на слабые стороны русской дипломатии;
— рассказывает о продолжении экспансии после смерти Чингисхана до 1260 года.

7.2. Александр Невский

Согласно официальной оценке, Александр Невский был защитником православия и героем, не проигравшим ни одной битвы. А какую оценку дает ему Лев Гумилев? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассуждает о политике Александра Невского в эпоху татаро-монгольского ига;
— рассказывает о внуках Александра Невского и формировании Московской Руси;
— объясняет позицию Орды касательно религии;
— обращает внимание на моральное значение Куликовской битвы и победы Дмитрия Донского над полчищами Мамая;
— описывает поединок Пересвета с Челубеем, подчеркивая важные детали сражения.

7.3. Иван III

Во времена князей, которые управляли северо-восточными землями после Дмитрия Донского, церковь на Руси начала обретать самостоятельность. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— отмечает роль Флорентийской унии 1439 года, которая стала поводом для обретения церковной автономии;
— рассказывает о соборе в Италии и Киевском митрополите Исидоре, который выступил как ярый защитник унии;
— называет важную дату в истории церкви;
— обращает внимание на появление двух митрополий на Руси.

РАЗДЕЛ 8. Жизнь средневекового христианства

В этом разделе доктор Санников:

  • назовет причины, по которым ритуализация и обрядоверие стало доминирующим в поведении христиан Средних веков;
  • перечислит и проанализирует церковные таинства, которые утвердились в церкви в период Позднего Средневековья;
  • посмотрит на юродство как на феномен Востока;
  • представит Франциска Ассизского и Нила Сорского как ярких представителей монашеской жизни Позднего Средневековья.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать основное отличие восточного монашества от западного;
  • объяснить, что стали понимать под термином «таинство» в период Позднего Средневековья;
  • рассказать, Великим магистром какого рыцарского ордена был российский император Павел I (1754-1801);
  • выработать свое отношение в практике исихазма.

8.1. Папа Иоанн XII

Как жили христиане во времена позднего Средневековья? Кто оставил след в истории христианства? Что изменилось в богословских представлениях? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— обращает внимание на то, что христиане стали воспринимать веру как ритуальность;
— объясняет значение слово «таинство» в средневековом понимании;
— рассказывает об Иоанне XII, который утвердил представление о том, что власть не зависит от человека;
— перечисляет семь таинств, которые утвердились в позднем Средневековье, и кратко описывает некоторые из них.

8.2. Юродивый

В период позднего Средневековья на Руси появилось юродство, которое являло собой смесь народной святости, сатиры и языческой вседозволенности. А в Западной Европе стала популярной вера в волшебство и ведьм. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о Василии Блаженном, который отличался нестандартными поступками;
— цитирует фрагмент из книги, в которой описывается юродивый по имени Никола Салос;
— говорит о встрече юродивого с Иваном Грозным в Пскове;
— обращает внимание на западный и восточный взгляд на ведьм;
— подчеркивает контрасты Средневековья.

8.3. Франциск Ассизский

Именно монашество Средневековья показало самые высокие образцы нравственности и самое глубокое падение. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— обращает внимание на три большие группы монашеских орденов;
— рассказывает о знаменитом Франциске Ассизском, одном из самых ярких представителей западного монашества;
— указывает на отличие францисканцев от доминиканцев.

8.4. Западное монашество

Доминиканский орден прославился своей интеллектуальной традицией. Именно из этого ордена вышли многие ведущие богословы и философы своего времени. В то же время вся инквизиторская деятельность осуществлялась их руками. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— кратко рассказывает об основателе второго великого нищенствующего ордена Доминике Гусмане;
— объясняет, почему этот орден называли «Черные братья»;
— приводит примеры первых духовно-рыцарских орденов, которые стали уникальным явлением Средневековья.

8.5. Исихазм

Восточные средневековые монахи значительно отличались от своих западных собратьев. Наиболее ярким проявлением восточного монашества в этот период считают развитие исихазма. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— объясняет разницу между восточным и западным монашеством;
— рассказывает о практике исихазма на Афоне и вспоминает о Григории Паламе, заложившем основы для могучего движения;
— знакомит нас с техникой умной молитвы, которая стала популярной на Руси;
— говорит о божественной сущности и божественной энергии.

8.6. Русское монашество

Первый монастырь был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в Киеве. Монашество быстро распространилось в домонгольский период. Как монастыри изменили лицо Руси? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— называет имя первого монаха, который положил начало монашеству;
— обращает внимание на стереотип, который создали русские монахи в XII веке;
— рассматривает главный вопрос в конфликте стяжателей и нестяжателей;
— знакомит нас с представителем нестяжателей Нилом Сорским и его оппонентом Иосифом Волоцким.

РАЗДЕЛ 9. Контрасты Средневековья: жестокость и евангельская вера

В этом разделе доктор Санников:

  • расскажет о том, как проходили Крестовые походы;
  • представит Средневековое богословие миссионерских войн;
  • опишет путь выдающихся личностей, которые положили свои жизни, чтобы очистить христианство от чуждых ему наслоений;
  • назовет причину, по которой в 1179 г. папа Александр III не дал Пьеру Вальдо разрешение на публичную проповедь.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать главную идею Крестовых походов;
  • объяснить, почему именно в Испании инквизиция была особо массовой;
  • рассказать о том, кого протестантские историки называют «великим обличителем церкви»;
  • представить одно из самых ранних и самобытных предпротестантских движений Руси.

9.1. Крестовые походы

Почему появляется необходимость в крестовых походах? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— объясняет основную идею крестовых походов и причины их грандиозного размаха;
— обращает внимание на плохую организацию первой попытки освободить Святую Землю под руководством Петра Пустынника и Вальтера Голяка;
— рассказывает о захвате Иерусалима летом 1099 года и достижении религиозной цели крестового похода;
— дает краткую информацию о последующих крестовых походах, подчеркивая самые важные факты.

9.2. Насилие и инквизиция

После завершения эпохи крестовых походов христиане продолжают вести «миссионерские» войны для распространения христианства. Есть ли для этого богословское обоснование? В своей лекции Сергей Викторович Санников:
— разъясняет средневековые представления о миссии и крестовых походах;
— разбирает мифы и факты об инквизиции;
— подчеркивает особую жестокость, которой отличалась инквизиция в Испании, и рассказывает о самом известном инквизиторе Томасе Торквемаде.

9.3. Пьер Вальденс и альбигойцы

Катары-альбигойцы стремились очистить христианство от чуждых настроений и встать на путь реформ. Близкими по взглядам катарам были вальденсы. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— уделяет особое внимание богословским представлениям катаров и вальденcов и подчеркивает особенности двух движений;
— рассказывает о Пьере Вальденсе, который хотел проповедовать истинное христианство и вести высоконравственный образ жизни;
— обращает внимание на решительные меры римских пап по уничтожению катаров и жестокие гонения на вальденсов.

9.4. Виклиф, Гус и Савонарола

Джона Виклифа называют «утренней звездой Реформации» в Англии, а одним из самых известных распространителей его идей в Европе стал Ян Гус. В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— кратко знакомит нас с жизнью и деятельностью Джона Виклифа и приводит интересные примеры;
— рассказывает о казни Яна Гуса и подавлении движения гуситов под предводительством Яна Жижки;
— интересно повествует о Джироламо Савонарола, который требовал от христиан личной святости и преданности Иисусу.

9.5. Стригольники и жидовствующие

Какие предреформационные внецерковные движения возникли на Руси? Как они появились, чему учили и что отрицали? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— выделяет наиболее интересные в богословском отношении течения и подчеркивает их самобытность;
— объясняет значение терминов «симония» и «беспоповщина»;
— рассказывает о гонениях и казни руководителей стригольников;
— обращает внимание на распространение учения жидовствующих;
— отмечает, что практика преследования инакомыслия на Руси была более жестокой, чем в Европе.

РАЗДЕЛ 10. Средневековое знание

В этом разделе доктор Санников:

  • расскажет о том, как развивалось знание в период Классического Средневековья;
  • представит Ансельма Кентерберийского как одного из самых ярких представителей раннего богословского знания;
  • проанализирует пять путей доказательства бытия Бога Фомы Аквинского;
  • объяснит, почему Средневековые мистики имели такой большой авторитет в европейском обществе.

После изучения материалов этого раздела вы сможете:

  • назвать то, что преподаватель определил как «цех по производству знания»;
  • представить главную тему Средневековой схоластики;
  • дать свою оценку эпохи Возрождения (или Ренессанса);
  • назвать имя Средневекового католического богослова и писателя, который подготовил протестантизм и Реформацию.

10.1. Ансельм Кентерберийский

Схоластика много дала для развития философии и науки. Кого называют отцом схоластики и почему? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает об Ансельме Кентерберийском, одном из представителей средневекового богословского знания в XI веке;
— объясняет термин «схоластика»;
— характеризует работы Ансельма и рекомендует книгу для чтения;
— пересказывает онтологический аргумент Ансельма, обращая внимание на ход его рассуждений.

10.2. Фома Аквинский

Что является отличительной чертой схоластики? Вокруг какой темы строятся схоластические рассуждения? В этой лекции Сергей Викторович Санников:
— говорит об отношении схоластиков к Аристотелю;
— объясняет термин «универсалии»;
— рассматривает три основных направления в схоластике, уделяя особое внимание разным подходам познания мира;
— рассказывает о жизни и творчестве Фомы Аквинского;
— знакомит нас с рассуждениями Фомы Аквинского о доказательствах бытия Божия.

10.3. Мистики

Развитие мистицизма стало естественной реакцией на схоластический рационализм, а также попыткой укрыться от тревожной реальности. В
этой лекции Сергей Викторович Санников:
— рассказывает об основателе мистического знания Бернаре Клервоском и знакомит нас с его идеями;
— перечисляет семь ступеней пути духовного совершенства;
— говорит об эпохе Ренессанса, в центре которого находился человек как некое божество, а не как Божье творение;
— делится интересной информацией о первом ярком выразителе духа Возрождения Франческо Петрарке.

10.4. Эразм и средневековое знание

Эразм Роттердамский, один из самых ярких представителей религиозного крыла Возрождения, оказал большое влияние на культуру этого периода. Здесь Сергей Викторович Санников:
— рассказывает о жизни и творчестве Эразма Роттердамского;
— уделяет особое внимание открытиям, которые произошли в период позднего Средневековья;
— говорит об увлечении алхимией и возрастающей роли эксперимента;
— не обходит стороной географические открытия и изобретение книгопечатания.